На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

5колесо

78 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    не раз было - и на трассе помогали, и зимой прикурить давали, и дорогу, останавливаясь, показывали.... и вообще за по...Человек человеку ...
  • Ингерман Ланская
    у авт ора статейки большие личные проблемы неудачника, рукож.па и грубияна....Человек человеку ...
  • avershin1947mailru Авершин
    Бандитизм и законы, не разрешают этого делать. Посадите девушку или женщину с ребёнком - где у вас разрешение на пере...Человек человеку ...

Как больше 120 лет назад Польша получила первые российские электробусы

Москва сегодня располагает самым крупным парком электробусов в Европе. Это машины российского производства. Более того, 150 машинокомплектов российских электробусов поставлены во Францию.

Примечательно, что Россия была в числе первых стран, где построили электробус: в 1899 году Ипполит Владимирович Романов сконструировал 17‑местный омнибус, ведомый электромотором постоянного тока мощностью 4,5 кВт. Запаса батарей ему хватало на 60 км. Впрочем, грандиозный проект о постройке и эксплуатации на петербургских маршрутах 80 электробусов Романову реализовать не удалось. Не менее примечательно, где и когда началась регулярная эксплуатация российских электробусов. Однако, чтобы это установить, прежде пришлось разрушить кое-какие устоявшиеся догмы.

Было известно, что в 1901 году была построена более совершенная, чем омнибус Романова, машина. И по вполне прагматичному проекту — доставлять гостей с вокзала в гостиницу и наоборот. На крыше электробуса поместили вывески «Бристоль», на кириллице и латинице. В Санкт-Петербурге существовали меблированные комнаты с таким названием. Одни из самых роскошных в столице; на этом месте затем построят гостиницу «Астория». Подобные отели держали собственный парк небольших автобусов, чтобы доставлять постояльцев с вокзалов и на вокзал — трансфер изобрели не сегодня. Выходит, в 1901 году знаменитый фотограф Карл Булла сфотографировал в Санкт-Петербурге новенький электрический «челнок» меблированных комнат «Бристоль»?

Но какой марки была машина? Известный советский автомобильный инженер Лев Михайлович Шугуров, патриарх нашей автомобильной журналистики, считал, что «Дукс». Была в Москве, в Ямской слободе, такая фабрика, «Акционерное общество «Дукс» Ю. А. Меллера». Шугуров много писал на исторические темы в журналах «За рулём», «Автоэкспорт информирует», «Наука и жизнь». Шугуров писал, а его ученик и талантливый художник Александр Николаевич Захаров создавал восхитительные иллюстрации к этим статьям, представляя чёрно-белые исторические автомобили в цвете. Нарисовал он и электробус для «Бристоля». «Дукс»? Нет, Шугуров ничего не придумывал. Он лишь повторял за куда менее известным, но крайне дотошным историком Валерием Ивановичем Дубовским. А тот, в свою очередь, ссылался на Политехнический музей. Но почему Дубовской не обратил внимания на то, что ни в сообщениях, ни в каталогах и рекламах завода «Дукс» нет ни слова об электромобилях?

Электрический омнибус «Фрезе». Хорошо виден корпус электромотора. Ведущая звездочка главной передачи насажена прямо на ось ротора. Вероятно, аккумуляторы находятся под ко́злами водителя, в вентилируемом ящике.

«Дукс» — марка московская. Понятно, Дубовской приписал электробус меблированным комнатам «Бристоль» в Москве. Но гостиницы и меблированные комнаты с таким названием были во многих крупных губернских городах! Перебирать их все? Боже сохрани! Но что, если начать со столичного «Бристоля»? Электромобили на заре ХХ века в Санкт-Петербурге выпускало акционерное общество «Фрезе и Ко». Пётр Александрович Фрезе даже собрал для Романова электрический омнибус, благо что держал экипажную фабрику. Основным же делом Петра Александровича в то время была торговля машинами французской марки De Dion-Bouton. На своей фабрике он их собирал из, как бы сейчас сказали, машинокомплектов, строил для них кузовы. А позднее даже освоил производство собственных конструкций с импортными двигателями.

Журналист Л. Шугуров много писал на исторические темы. Здесь он позирует за рулём автомобиля Itala 30/45 CV, летом 1989 года прибывшего в Москву в рамках мемориального пробега из Пекина в Париж.

Эх, если бы была возможность получше рассмотреть электробус на снимке! Качество не то. Даже изображён он на белом фоне. Ни зданий, ни памятников, ни соборов! Местоположение не определить. Тупик?

И тут в архиве ЦГАКФФД, в фонде знаменитейшего фотографа Карла Буллы отыскался оригинал снимка! И действительно, фото сделано в Санкт-Петербурге. На ступичных гайках электробуса выгравировано латынью: Frese & Cie. Именно так пишется по-немецки фамилия обрусевшего немца Петра Александровича Фрезе. Полдела сделаны: перед нами никакой не «Дукс».

Репродукция из статьи Л. Шугурова о первых русских омнибусах в журнале «Автоэкспорт информирует», № 1 за 1985 г. с рисунками А. Захарова.

Но что за блажь, писать марку российского электробуса латынью? В России даже заграничные фирмы старались выводить марку по-русски. На экспорт он, что ли, рассчитывал? Стоп: у Фрезе был варшавский филиал! «Пробить» информацию по Царству Польскому долго не получалось. Дело — в стереотипах мышления. Раз Фрезе по-немецки сам себя написал Frese, то и поиск вёлся по этому слову. Оказалось, что po polsku — не так. FREZE! Через любимую нашими сегодняшними западными «партнёрами» букву «Z». И тут удача улыбнулась во все 32 зуба.

Аншлаг Акционерного общества «Фрезе и Ко» с написанием по-немецки и по-французски через «S».
Реклама акционерного общества «Фрезе и Ко» с написанием через «Z» в газете «Варшавский курьер» за 9 мая 1901 года.

На связь вышел польский историк Анджей Якубашек (Andrzej Jakubaszek). Он прислал газетные вырезки: наш «не-Дукс», как уже установлено, а «Фрезе» через «Z» в январе 1902 года поступил в варшавский отель Bristol! И не один, а целых два электробуса. Вот, к примеру, что 19 января писал «Утренний курьер» (Kurjer Poranny): «Сегодня в 12:30 пройдет испытание электрических омнибусов, организованное фирмой «Фрезе и Ко». Отъезд состоится из отеля «Бристоль»».

На другой день панове узнали подробности в «Варшавском курьере», главной городской новостной газете: «В Варшаву прибыли два электрических омнибуса. Их предоставило Акционерное товарищество «Фрезе и Ко», для использования отелем «Бристоль». Эти автомобили, построенные добротно и эстетично, представляют собой большие дилижансы на 8 пассажиров, с козлами на двух человек и сиденьем для кондуктора в задней части машины. Весом по 175 пудов каждый и приводятся в движение 30‑сильным электрическим мотором, размещенным под козлами; двигатель приводится в действие аккумуляторами, расположенными под повозкой, которая развивает скорость 12–20 км/ч, а после одной автоматической зарядки может проехать расстояние 30 вёрст. Освещение дилижансов также электрическое. Проведённая вчера в полдень проба этих новых машин с участием представителей прессы показала очень положительные стороны нового способа передвижения, который первыми будут использовать гости отеля».

Пусть репортёр и напутал с расположением мотора и аккумуляторов, поверим ему в отношении других технических данных. Уж точно, запас хода сообщён правдоподобный, а не тот, что в наши дни указывают производители электромобилей.

Стоит ещё отметить, что варшавский филиал акционерного товарищества «Фрезе и Ко» весьма энергично развивал автомобильное движение по Варшаве. Одна газета так и написала: «Варшава, отставши в вопросах электрического освещения, опередила другие города в вопросах передвижения». Как следствие, Варшава опередила другие города Российской империи и в автомобильных авариях (тут опять «Фрезе»), и в махинациях с автомобилями. Некий Адам Добошинский, депутат Венского парламента, в декабре 1902 года подал в суд на общество «Фрезе». У пана Добошинского с октября 1901 года имелось соглашение с гостиницей «Бристоль» на поставку той карет и конных омнибусов марки «Фрезе», сроком на 8 лет. В договоре предусматривалась замена конных омнибусов самоходными, нежели появится такая возможность. Однако общество «Фрезе» заключило за спиной пана Добошинского прямой договор с «Бристолем». И теперь под любым предлогом всячески затягивало отгрузку пану Добошинскому заказанных им омнибусов. Пан обратился в арбитражный суд за возмещением убытков в размере 3000 рублей плюс «рупь-15» за каждый день задержки, плюс 10 % от полученного с прямых поставок дохода. Получил или нет — обратитесь к судебным архивам, как говорил старый сутяга Фрэнкленд в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Стоит рассказать и о самой варшавской гостинице «Бристоль». Она только открылась в 1901 году, и это стало событием. Семиэтажное здание с ротондой возвышалось над приземлённой Варшавой. Настоящий тучерез (так тогда называли небоскрёбы). Пресса на все лады расписывала роскошное убранство и всякие технические новинки. Например, 11 лифтов, двигающихся со скоростью 110 см в секунду. И одной из новинок «Бристоля» были электробусы «Фрезе».

Гостиница «Бристоль» была открыта в Варшаве 19 ноября 1901 года. Проект в стиле «нео-ренессанс» выполнен архитектором Владиславом Маркони.

Гостиница «Бристоль» моментально стала центром притяжения варшавского общества. В 1903 году здесь чествовали Марию Склодовскую-Кюри после вручения ей Нобелевской премии. Весьма вероятно, даму столь прогрессивных взглядов с вокзала в гостиницу доставили не гужевые дрожки, а сверхсовременный электрический дилижанс «Фрезе».

07. Мария Склодовская-Кюри, выдающаяся женщина-естествоиспытатель, дважды удостоенная Нобелевской премии, в своей лаборатории в Париже.

В отеле «Бристоль» останавливались Вертинский и Пикассо. Чудесным образом уцелел отель и в годы Второй мировой войны. В него попала единственная бомба, и то — разрушила только художественную мастерскую. Стоит отель на том же месте и сегодня.

Электробус Bluebus 12M у парижского вокзала Сен-Лазар. С 2021 года несущий каркас кузова, ходовая часть и механизмы управления для этой модели поставлялись из России.

Европейские приключения российских электробусов получили неожиданное продолжение в наши дни, и уже не в Варшаве, а в Париже. Два года назад компания «Бакулин Моторс Групп» заключила контракты с фирмой Bolloré Group на поставку во Францию 150 машинокомплектов электробусов Volgabus. На принадлежащем Bolloré Group заводике BlueBus в Бретани их оснастили литий-метал-полимерными батареями BlueSolutions и обвесили наружными пластиковыми панелями собственного дизайна. Электробусы поступили в транспортное управление Парижа RATP.

Благодарим за помощь Вячеслава Корестелёва и Анджея Якубашека.

Что еще почитать:

«Мы с приятелем вдвоём работали на…»: история гениального изобретения Рудольфа Дизеля

21-я «Волга» и «Космическая черепаха»: что показывали на Женевском автосалоне 60 лет назад

«Маразм крепчал», или история фантастического советского концепт-кара «Охта»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх