На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

5колесо

78 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эльдар Алиев
    Наши могли бы и из уазика что то сделатьМощный, дорогой, ...
  • Ингерман Ланская
    не раз было - и на трассе помогали, и зимой прикурить давали, и дорогу, останавливаясь, показывали.... и вообще за по...Человек человеку ...
  • Ингерман Ланская
    у авт ора статейки большие личные проблемы неудачника, рукож.па и грубияна....Человек человеку ...

ЗИЛ против GM: какими были «автомобили мечты» в СССР и США

ИХ MOTORAMA И НАШ ГОСЗАКАЗ

В ноябре 1951 года на знаменитой и самой престижной тогда американской автомобильной выставке Motorama концерн General Motors показал умопомрачительный концепт по имени Le Sabre. Знаменитый дизайнер Харли Эрл спроектировал огромный длиной 5128 мм и с колесной базой 2921 мм родстер, вдохновившись истребителем времен войны F-86 Le Sabre. Автомобиль, который позже стали называть родоначальником американского аэрокосмического дизайна 1950‑х, символизировал окончательной переход к мирной жизни, которая, как обещали американские автомобильные концерны, будет еще богаче, ярче и интересней, нежели предвоенная. 

GM Le Sabre — американский dream-car 1951 года

Примерно о том же старались думать советские люди, пережившие страшную войну и с огромным трудом, но все-таки налаживающие мирную жизнь. И автомобили в ней тоже были важной составляющей. В июле того же 1951 года на Заводе имени Сталина утвердили техническое задание на необычный спортивный автомобиль на узлах и шасси лимузина ЗИС-110 — первенца послевоенного советского легкового автомобилестроения.

Но как ни удивительно, проект советского спортивного автомобиля условно класса гран-туризмо сделали в рамках государственного заказа! В 1949 году руководитель недавно созданного министерства автомобильной промышленности Степан Акопов подписал приказ, предписывающий заводам ЗИС, ГАЗ и МЗМА заняться гоночными автомобили. Конечно не для того, чтобы соперничать с западными командами в гонках Гран При или в 24‑часовом марафоне в Ле Мане, а чтобы использовать спортивные машины для ускоренных испытаний агрегатов и узлов перспективных серийных автомобилей. Но советские инженеры и художники, разумеется, восприняли это, как возможность творить: создавать нечто необычное и передовое. Конечно, в рамках возможного. А возможностей у них было совсем немного.

MADE IN USA И СДЕЛАНО В СССР

Спортивный двухместный ЗИС-112 был готов 1 сентября 1952‑го. Советский dream car, явно имел с американским внешнее сходство. Хотя и не копировал заокеанский образец. Разумеется, никто из сотрудников ЗИС не видел GM Le Sabre живьем. Разве, что в каком-нибудь импортном автомобильном журнале. 

Футуристический ЗИС-112 дебютировал в 1952 г.

Советский автомобиль-мечты, нарисованный заводским художником Валентином Ростковым, тоже имел некие аэрокосмические черты. Особенно похожи машины были с лица: «изломанные» бамперы, высокий, суженный к передку капот. У советской машины посредине стояла одна фара, за что заводские острословы тут же прозвали ЗИС-112 «циклопом». У американского концепта сдвоенные фары тоже стояли посредине, но под автоматически открывающимся колпаком. 

Длина двухдверного, двухместного ЗИС-112 составила 5920 мм, всего на 80 мм короче, чем у семиместного ЗИС-110 и на целых 800 мм больше, чем у GM Le Sabre. А база, вообще, была гигантской: 3760 мм, точно такой же, как у лимузина. Ведь родстер построили на шасси опытного лимузина ЗИС-Э111 «Москва» 1949 года.

У авангардного GM Le Sabre были огромные кили на задних крыльях и самолетный выхлоп посредине

Кормой американская и советская машины тоже были схожи. Только стилистика GM была более смелой и авангардной. Выхлоп оборудовали в огромной трубе посредине кузова — еще один намек на истребитель, в огромные кили — плавники на крыльях соединили с топливными баками.

Конечно, советские инженеры и мечтать не могли о роскошно отделанном салоне, электростеклоподъемниках, встроенных четырех гидродомкратах, чтобы поднимать машину для замены колес. Не говоря уж, о стекловолокне и алюминии, которые американцы использовали для постройки кузова на мощной стальной раме. В этом, кстати, ЗИС-112 и Buick Le Sabre были, естественно, схожи.

Длинный задок ЗИС-112 был скромнее американского, но тоже впечатлял

ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Le Sabre, построенный на базе подразделения концерна General Motors Buick, оснастили экспериментальным двигателем V8. Агрегат рабочим объемом 3,5 л с наддувом развивал по стандарту SAE 355 л. с. и работал с трехступенчатой автоматической коробкой передач. 

Американский концепт отделали по последнему слову роскоши начала 1950‑х

ЗИС-112 тоже получил экспериментальный двигатель. Он представлял собой так называемую «третью модификацию» мотора ЗИС-110, который, по сути, скопировали с довоенного еще рядного 8‑цилиндрового 6‑литрового нижнеклапанного двигателя Packard. Уже тогда, кстати, далеко не самого передового. Советский экспериментальный мотор с верхними впускными и нижними выпускными клапанами оснастили двумя карбюраторами МЛЗ-Л3, доведя мощность до 182 л. с. при 3550 об/мин. По сравнению с серийным ЗИС-110 отдача выросла на солидные 42 л. с. А вот коробка передач осталась серийной механической трехступенчатой. Сделать иную в рамках этого проекта конструкторы ЗИС просто не могли. 

Двигатель Le Sabre — V-образная «восьмерка» с наддувом

Передние подвески обоих автомобилей были независимые. Только у Le Sabre — на продольных торсионах, а у ЗИС-112 — пружинная со стабилизатором. Сзади на обеих машинах стояли рессоры. Но у американского автомобиля была подвеска De Dion и смещенные к дифференциалу тормоза. На ЗИС-112 стоял стандартный жесткий мост, а к рессорам добавили стабилизатор.

Экспериментальный мотор ЗИС с двумя карбюраторами

РАЗНЫЕ СУДЬБЫ 

GM Le Sabre делали исключительно, как концепт-кар. Однако вполне работоспособный. Харли Эрл пользовался машиной два года и наездил на ней 45 тысяч миль. 

ЗИС-112 использовали в гонках. Впервые «с пылу с жару» выставили на чемпионат СССР 1952 года. 7 сентября автомобиль, управляемый заводским гонщиком Борисом Курбатовым (механиком у него был Сергей Глазунов — тогда экипаж спортивных автомобилей обязательно включал двоих) на дистанции 1 км со стартом с хода развил 188 км/ч. Кстати, для GM Le Sabre максимальную скорость указывали 183 км/ч. 

Американский автомобиль оснастили двумя, но сдвоенными фарами

ЗИС-112 использовали в гонках несколько лет. Причем, когда вместо линейных гонок по обычных шоссе с одним разворотом в середине дистанции, стали проводить кольцевые со множеством поворотов, длинную, неповоротливую машину модернизировали. 

Московский однофарный «циклоп» без колпака и с укороченной базой

Окончательно убрали съемную крышу-колпак, который крепили на восьми болтах, а базу уменьшили до 3165 мм. Длина ЗИС-112 теперь была 5306 мм, кстати, все равно больше, чем у американской машины.  Изменили и передаточные числа в серийной коробке передач. В 1956‑м году такой ЗИС-112 развивал уже больше 200 км/ч. Правда, у машины в гонках были огромные проблемы с тормозами. Серийные барабанные катастрофически перегревались. Инженеры и гонщики сделали, что могли: вырезали отверстия в опорных дисках. Помогло, не очень. 

ЗИС-112 на гоночной трассе

ЗИС-112 выводили на гонки до 1958 года. Потом шасси использовали для постройки очередного гоночного автомобиля — ЗИЛ-112/6, а кузов просто уничтожили. Американскому автомобилю мечты повезло куда больше: он стоит в музее GM Heritage Center в Стерлинг Хайтс, штат Мичиган. А ведь на какой-нибудь выставке два автомобиля послевоенной мечты — ровесники вполне можно было бы поставить рядам. Они того стоят, пусть и каждый по-своему…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх