На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

5колесо

79 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия
    А в Москве когда? чуть не обрадовалась....решила,что везде в России...увы...В России мигранта...
  • Гусаров Игорь
    Ну, наконец то.В России мигранта...
  • Галина
    Очень давно пора......В России мигранта...

Какими были зарплаты и цены в СССР

Воспоминания о ценниках тех времен, когда даже на одну копейку можно было что-то купить, сегодня зачастую вызывают либо недоверие, либо озлобление. Однако злиться совершенно не стоит. Зарплаты тоже были другими. И общество было совсем другим. Поэтому предлагаю просто прогуляться по набору циферок из эпохи 70-х годов прошлого века.

Представьте себе: на улицах только-только появились первые «Жигули» – по сравнению с ГАЗ-21 они тогда казались какими-то игрушечными…

Впрочем, вернемся к одной копейке. За 1 коп можно было:

– выпить на улице из автомата стакан воды без сиропа;

– приобрести коробок спичек;

– купить школьную тетрадку или ластик.

А если у вас есть 2 копейки? Тогда можно позвонить с улицы по телефону: правда, для этого нужна «монета-двушка». В канцтоварах можно было купить тетрадку с бумагой получше, чем в копеечной. Ну, а за 3 коп можно было выпить на улице стакан газировки с сиропом или стакан кваса. А в булочной – взять четвертушку ржаного хлеба (это 200 граммов) и с удовольствием ее сжевать, идя по улице… А еще за 3 копейки можно было поехать на трамвае.

Ладно, вспомним более серьезные ценники. За 10 копеек можно было приобрести литр бензина АИ-93 – как раз для «Жигулей». Конечно, по одному литру на АЗС не отпускали, но цена была именно такая. Полный бак ВАЗ-2101 стоил 3 ₽ 90 коп. А еще за 10 копеек школьник мог попасть на утренний сеанс в кино. А еще во столько обходился 1 км проезда в такси. Кстати, средняя поездка обычно обходилась рубля в три.

Батон белого хлеба стоил от 13 до 25 копеек. Горячий бублик с маком – 6 копеек.

Мясо (в магазине, не на рынке) – примерно 2 ₽ за 1 кг.

Велосипед «Спутник» стоил 78 ₽ 50 коп. Более симпатичный «Спорт» – чуть больше 80 ₽.

Мужской костюм среднего качества – примерно 150 ₽.

Катушечный магнитофон «Юпитер» – 500 ₽ 

Мебельная стенка «Спутник» – 750 ₽.

Цветной телевизор «Рубин» с диагональю экрана 61 см – 680 ₽.

Упомянутый выше ВАЗ-2101 стоил 5500 ₽. Он же, но с венгерским приемничком – 5605 ₽. «Запорожец» ЗАЗ-968 – примерно 3500 ₽. «Москвич-412» – 4600 ₽. 

Последние волжанки ГАЗ-21 уходили с ценниками 5602 ₽. Взамен появился «космический ценник на ГАЗ-24 – 9150 ₽! Поначалу мало кто верил, что при таком ценнике машина станет суперпрестижной и, оттого, сверхдефицитной.

Квартиры? Вообще говоря, кто-то в те времена покупал и кооперативные квартиры. Однокомнатная стоила примерно 6000 ₽, трехкомнатная – порядка 10 000 ₽. Впрочем, это был удел немногих.

Пора вспомнить про зарплаты.

Стипендия студента технического вуза составляла от 40 до 55 ₽ – в зависимости от факультета. 

Инженер получал примерно 110 – 130 ₽. Старший инженер – до 150-160 ₽. Начальник лаборатории без ученой степени – примерно 220 ₽. Кандидат наук – примерно 300 ₽, доктор наук – 400. На практике выходило побольше, потому что остепененные сотрудники, как правило, были начальниками чего-нибудь.

Упомянутые 400 рублей – это очень солидная зарплата по тем временам – мог получать и водитель городского автобуса. Во всяком случае, плакаты с такими цифрами висели на всех углах столицы. Труд водителя троллейбуса оценивали подешевле – в 300 рублей. 

Водитель транспортного цеха на РАФе получал скромные 85 рублей. Пересадка на ЗиЛ-130 обещала ему 120-130 ₽. Но для водителей это были копейки, несопоставимые с трудозатратами. Зато таксисты зарабатывали побольше – даже без чаевых, учет которым толком никто не вел. Но в итоге речь шла о нескольких сотнях рублей. Если же брать зарплаты водителей где-то в районах Магадана, да на рудниках, да на карьерных самосвалах, то здесь суммы уже могли быть четырехзначными. Но и работенка такая, что не позавидуешь.

Позавидовать можно было водителям из «Совтрансавто». В те времена человек, поработавший какое-то время за рубежом, смело мог считать, что «жизнь удалась». У него появлялись деньги, дефицитные товары, чеки для магазинов «Березка» и так далее. А тут – постоянные разъезды за кордон: вот и завидовали… Попасть туда было непросто – помимо профессиональных навыков требовалось знание языка, «правильная» биография, наличие семьи и так далее. Зато зарплата такого водителя могла составлять рублей 500 – это было просто шикарно…

Вспоминая те цены, нельзя не отметить, что далеко не все товары можно было просто так купить в магазине. Средний покупатель должен был записываться не только на автомобиль, но и на мебельную стенку, а также на холодильник «ЗиЛ» – они тогда разлетались как горячие пирожки из той же эпохи. То же относилось к таким расходникам как аккумуляторные батареи или шины. А сравнить тогдашние расходы и доходы с сегодняшними довольно тяжело. Можно привязаться для этого в стоимости батона хлеба – скажем, 20 копеек  тогда и 40 рублей сегодня. Но пусть каждый выберет свой критерий сравнения. 

Если захочет, конечно же. 

Фото: ТАСС
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх