На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

5koleso.ru

1 подписчик

Свежие комментарии

Почти иномарка: почему в СССР любили экспортные автомобили, и чем они отличались от «обычных»

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ! В позднем СССР понятие «импортный» по отношению практически к любым товарам, начиная от продуктов питания и кончая одеждой и мебелью, стало синоним слова «хороший». Примерно также граждане Союза относились к термину «экспортный». Бытовало мнение, что продукция советских предприятий, сделанная на экспорт и, в первую очередь автомобили, во всех смыслах лучше той, что идет в советскую торговую […]

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ!

В позднем СССР понятие «импортный» по отношению практически к любым товарам, начиная от продуктов питания и кончая одеждой и мебелью, стало синоним слова «хороший». Примерно также граждане Союза относились к термину «экспортный».

Ранние «Волги» ГАЗ-21 окрашивали в два цвета с прицелом на экспорт

Бытовало мнение, что продукция советских предприятий, сделанная на экспорт и, в первую очередь автомобили, во всех смыслах лучше той, что идет в советскую торговую сеть.

Те, кому довелось купить (а по терминологии тех лет скорее — достать) экспортный вариант машины, который, кстати, стоил всегда дороже стандартного, говорили об этом с гордостью. А слушали таких счастливчиков с завистью. Тем более что некоторые экспортные машины привилегированные советские граждане, часто и надолго ездящие за границу, покупали в магазинах «Березка», недоступных обычным гражданам.

Экспортный двухцветный «Москвич-407»

СДЕЛАЙТЕ НАМ КРАСИВО!

На заводах экспортным машинам, действительно, уделяли больше внимания. В 1970‑х на АЗЛК на ветровые стекла экспортных автомобилей, сходящих с конвейера, наклеивали соответствующие таблички, чтобы ОТК (отдел технического контроля) относился к ни более придирчиво.

Салоны экспортных «Москвичей» отделывали более дорогими и нарядными материалами

Начиная с 1950‑х, машины сделанные для поставок за рубеж отличались еще и отделкой и декором. Именно это, понятно, в первую очередь и бросалось в глаза обычным гражданам.

Именно с прицелом на поставки за рубеж в 1950‑х ГАЗ и МЗМА стали окрашивать «Волги» и «Москвич» в два цвета. Заводы от такого задания были далеко не в восторге — сплошная «головная боль». Сначала кузов окрашивали в светлый колер, потом часть деталей — более темной краской. Добиться ровного перехода была не просто. Именно поэтому на «Москвичах-407» появились хромированную молдинги. Сделали подобные прототипы и «Волги» ГАЗ-21. Но в Горьком с молдингами, ради которых надо было делать отверстия в боковинах кузова, мудрить, все же, не стали. Тем более что экспорт ГАЗ-21 был относительно невелик. Позднее крыши некоторых «Волг», в основном, в южном исполнении, окрашивали в белый цвет.

Экспортный «Москвич-403ИЭ»

Двухцветные машины продавали и в Союзе. Первые такие 21‑е «Волги», вообще, в основном оставили на родине. Выглядели двухцветные автомобили, действительно, нарядно и очень нравились покупателям. Существовали даже автолюбители, которые перекрашивали свои стандартные автомобили, делая их двухцветными.

Очень редкий экспортный универсал «Москвич-424ИЭ»

Экспортные «Волги» ГАЗ-21 отличались и дополнительным хромированным декором. В частности, вокруг ветрового и заднего стекол. А на машинах так называемой третьей серии ставили еще и «стрелки» на передних и задних крыльях и надписью «Волга» на передних. Таких автомобилей в СССР было много. Правда, в основном в госучреждениях, хотя встречались и частные особо нарядные «Волги».

«Волга» ГАЗ-21УС с дополнительным хромированным декором

Дополнительный декор — молдинги по бортам были даже и на экспортных ЗАЗ-965АЭ. А первой советской машиной, дизайн которой довольно серьезно изменили именно для зарубежных рынков, стал в 1963 году «Москвич-403ИЭ». Он получил зеркала заднего вида на передних крыльях, широкий контрастный молдинг, иные решетку радиатора, задние фонари, накладку на крышку багажника над номерным знаком, руль. Такие машины продавали и в Союзе. Стоили они на 600 рублей дороже стандартных, но пользовались особенным спросом. Позднее дополнительный декор — накладки на пороги и водосточные желобки ставили и на «Москвичи» моделей 408 и 412. До 1970 года особенно престижны были четырехфарные «Москвичи». Эту версию, действительно, с самого начала предназначали для экспорта, хотя за границу отправляли и обычные двухфарные автомобили. Четырехфарные «Москвичи» встречались и в Союзе и вызывали повышенный интерес и уважение.

Четырехфарные «Москвичи-408» делали для экспорта, но продавали и в Союзе

И «Волги», и «Москвичи», и иные автомобили, сделанные для экспорта, отличали также улучшенные и более нарядные материалы обивки салонов. Были и иные изменения, невидимые с первого взгляда: некоторые автомобили комплектовали улучшенной шумо- и теплоизоляцией, иными улучшенными элементами.

Позднее, уже в 1970‑е экспортные версии стали все меньше отличаться от стандартных. Ведь «Москвичей-2140» за границу продавали немного, а «Жигулей» под именем Lada, напротив очень много. Основными внешними отличиями машин, отправляемых за границу, стали шильдики с латинскими буквами. Но для многих это стало очень важным элементом декора. Поэтому, идя навстречу пожеланиям граждан, в 1980‑х «экспортные» шильдики стали свободно продавать в автомагазинах.

«Москвич-412» с хромом на водосточных желобках

МОЩНЕЕ И СЛАБЕЕ

Если не считать двигателей в южном исполнении — с иными сальниками, экспортные моторы практически не отличались от обычных. Впрочем, для «Волги» ГАЗ-21 еще в 1950‑х вместо стандартного 70‑сильного сделали экспортный двигатель 21Д со степенью сжатия 8,2 мощностью 80 л. с. Но он оказался неудачным и место это мотора занял 75‑сильный вариант со степенью сжатия 7,15. Вскоре его стали ставить на все «Волги». Позднее появился и 85‑сильный агрегат со степенью сжатия 7,65. Такие машины в Союзе не продавали. Но автолюбители об этом не жалели, поскольку высокофорсированные моторы требовали высокооктанового бензина, который в Союзе был еще очень мало распространен.

На небольшое количество поздних «Москией-403ИЭ» ставили 50‑сильные моторы модели 408. А первые «Жигули» с «неродными» двигателями», причем меньше мощности, стали делать именно для экспорта. Так появились ВАЗ-21013 с двигателем 1,2 л, ВАЗ- 21033 — 1,5 л, ВАЗ-21061 — 1,5 л и ВАЗ-21063 — 1,3 л. Предусмотрена была даже Нива ВАЗ-21211 с мотором объемом 1,3 л. Создание модификаций с более слабыми моторами обусловили специфические налоговые законы некоторых стран. Но потом такие машины широко продавали и в СССР. И многие, кстати, были только рады более экономичным двигателям.

Экспортный «Запорожец» ЗАЗ-965АЭ

СПЕЦПОШИВ

Следующим после «Москвича-403ИЭ» автомобилем, сделанным специальное для экспорта, стал призванный удержать стремительно падающий экспорт автомобилей АЗЛК «Москвич-2140 Люкс» (он же — 1.5 SL, заводское обозначение 2140‑117). По технике машина почти не отличалась от стандартной. Ставили, правда, импортный прерыватель-распределитель, но вскоре такой стали делать по лицензии в СССР и устанавливать на все «Москвичи». 

Но «Люкс» получил совершенно новый нарядный и модный салон, велюровую обивку сидений, радиоприемник лучше, чем на стандартном «Москвиче-2140». Автомобиль оснастили, также, модными бамперами (передним -со встроенными подфарниками), задними фонарями, а также черным молдингом по борту. Все оригинальные детали получила из Югославии. Первые «Москвичи-2140 SL» красили только двумя финскими эмалями «металлик»: страдивари — золотисто-коричневый и снежная королева — серый. Причем колер салона соответствовал цвету кузова.

«Москвич-2140SL» цвета снежная королева

Экспорт такие «Москвичи», по сути, не оживили. Поэтому большинство из 170 тысяч выпущенных машин остались в СССР. Они были престижней обычных «Москвичей», но со временем «Люксы» стали красить обычными эмалями и шарм автомобили отчасти потеряли.

ВАЗ сделал специальные «шестерки»й для экспорта в Канаду — ВАЗ-2106‑37 (1,6 л) и ВАЗ-21061‑37 (1,5 л). «Канадку» отличали оранжевые габаритные огни спереди, встроенные в массивные алюминиевые бамперы с гидроупорами, красные поворотники сзади. На задних крыльях вместо катафотов стояли фонарики, включающиеся одновременно с габаритными огнями.

В салоне канадских «шестерок» стояла контрольная лампа не пристегнутых ремней безопасности. На кнопке включения аварийной сигнализации нанесли надпись Hazard, а на лампе низкого уровня тормозной жидкости — Brake. Все надписи на приборах сделали по-английски. Ставили инерционные ремни безопасности Klippan и даже стальные брусья в дверях.

ВАЗ-21061‑37, она же — «канадка»

Ничего этого на внутреннем рынке не было. Но позднее бамперы со встроенными указателями поворотов ставили на машины и для других рынков. И именно бамперы возбуждали повышенный интерес автолюбителей. Некоторые поклонники прекрасного сами дорабатывали обычные «шестерки» под «канадку», монтируя на них добытые где-то экспортные бамперы. Или хотя бы алюминиевые бамперы от ВАЗ-2105.

СЕКРЕТЫ СБОРКИ

Часть экспортных машин оставались в Союзе именно потому, что были недоукомплектованы для отправки за рубеж. Неких элементов в какой-то момент не хватало, и такие машины, чтобы не держать их на складе, пускали в торговую сеть.

Очень многие новинки, сделанные для экспорта, например элементы салона «Москичей-408» и 412 — так называемая «мягкая» панель и внутренние ручки дверей делали в первую очередь для экспорта. Но вскоре начинали применять на всех автомобилях. Тоже казалось и «Запорожцев».

ВАЗ-2106 стилизованный под «кнадку» экспортными бамперами

Но главное: в Союзе бытовало мнение, что экспортные машины гораздо лучше собраны. Правдой, это было лишь отчасти. Действительно, такие автомобили тщательнее контролировал ОТК, но собирали их из тех же комплектующих. За исключением некоторых импортных, которые получало небольшое количество машин, как правило, не попадающих в розничную торговую сеть. А комплектующие, как ни старайся отобрать лучшие, в целом были примерно одинаковые. И уж, понятно, что все машины, за исключением уж совсем эксклюзивных, собирали на одном конвейере и окрашивали в одной камере.

Но в любом случае экспортные автомобили были, уж точно, не хуже обычных. А еще, конечно — престижней. Так, что повышенное внимание им, как и тем кому удалось их достать, было обеспечено.

Ссылка на первоисточник
наверх