На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

5колесо

78 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия
    А в Москве когда? чуть не обрадовалась....решила,что везде в России...увы...В России мигранта...
  • Гусаров Игорь
    Ну, наконец то.В России мигранта...
  • Галина
    Очень давно пора......В России мигранта...

В России построят первую гигафабрику аккумуляторов

Новый проект госкорпорации «Росатом» и входящей в него компании «Рэнера» рассчитан на выпуск аккумуляторов мощностью 4ГВт*ч в год. Много это или мало? По сравнению с гигафабриками Tesla или китайского аккумуляторного гиганта CATL – немного. А вот в России сравнивать не с чем: не считая обанкротившегося роснановского «Лиотеха», который так и не вышел на плановые мощности в 1 ГВт*ч в год, в нашей стране подобных производств попросту не было. Среди автопроизводителей уже развернулась конкуренция за будущие батареи из Немана: их хотят получать и на калининградском «Автоторе», где сейчас возводятся корпуса под крупный проект по производству «электричек», и на липецком заводе «Моторинвест», где по методу SKD собирают китайские электромобили под маркой Evolute.

Впрочем, батарей должно хватить всем. При текущих мощностях годовой объем производства аккумуляторов покроет потребности по выпуску примерно 50 тыс. электромобилей. Планируется, что на автопроизводство уйдет 90% выпускаемой продукции (речь не только про легковушки, но также электробусы и комтранс), а оставшиеся объемы уйдут на промышленные накопители энергии, при помощи которых «Россети» планируют электрифицировать отдаленные и малонаселенные деревни. Ну а при росте спроса мощности производства могут быть кратно масштабированы на требуемый объем. Благо территория позволяет: из 23,6 гектар площадки так и не построенной Балтийской АЭС корпуса аккумуляторного завода со всей инфраструктурой  займут только 135 тыс. кв.м. При этом введение в строй второй и третьей очередей завода позволят достичь производства аккумуляторов общей емкостью 14 ГВт*ч в год.

Инвестиции в проект на первом этапе составят 26 млрд рублей, при этом еще 5 млрд вложит сама Калининградская область – в строительство социальной инфраструктуры для будущих работников завода. Сейчас в Немане нет ни комфортабельного жилья, ни современных медицинских центров. Да и новая школа с детским садом городу, расположенному на границе с Евросоюзом, но производящего впечатление богом забытого места, не помешает. Кстати, развитие восточных территорий Калининградской области, за счет создания современного производства – важная социальная задача, которую решает новый проект. Во многом именно поэтому площадка в Немане выиграла конкурс, хотя за право построить у себя такой завод боролась и Московская и Калужская области.

На предприятии в Немане планируется создать 900 рабочих мест, при этом квалифицированный персонал будут обучать на базе Балтийского федерального университета имени И. Канта – соответствующее соглашение было подписано между «Рэнера» и БФУ 14 октября, в день символической закладки завода. Первая очередь предприятия будет запущена в 2024 году в тестовом режиме, а серийный выпуск аккумуляторных батарей начнется в 2025-м. На заводе будет выполняться полный цикл производства – от процесса смешения компонентов катодных и анодных масс до выпуска готовых пакетов литий-ионных ячеек с модулями управления. При этом автокомпании смогут непосредственно у себя собирать из этих ячеек батареи нужной емкости с охлаждаемыми корпусами требуемых размеров – это проще и технологичнее. Да и завод в Немане не сможет адаптировать линию под запросы всех заказчиков, хотя 1-2 серийных тяговых блока в «Рэнера» сделать могут.  

Гигафабрика в Немане изначально нацелена на максимальное использование отечественного сырья. Хотя тот же литий придется экспортировать, но и его со временем можно будет заменить «импортозаместить» – сейчас промышленная добыча лития в России не ведется, но запасы имеются. В дальнейшем «Рэнера» также планирует заняться переработкой батарей. Безопасно утилизировать, а попросту сжечь отработанные аккумуляторы можно и сейчас, но это все равно, что сжигать деньги. Самый простой способ вторичного использования автомобильных батарей – это отбраковка «убитых» ячеек от рабочих. Последние можно собирать в новые блоки и в дальнейшем использовать в стационарных накопителях энергии, где нет таких нагрузок, как в автомобилях. При этом стоить восстановленные аккумуляторы будут в разы дешевле новых. Но для начала все это нужно регламентировать и вписать в ГОСТы возможность пуска в оборот батарей из б/у компонентов.  

Аккумуляторная батарея – сердце электромобиля, на которое приходится больше трети его стоимости. Локальное производство вряд ли позволит сделать батарею дешевле зарубежных аналогов – за счет меньшего масштаба производства. Но сейчас вопрос стоит в технологичном суверенитете, что гораздо важнее. Ну а ценовой вопрос регулируется государством: покупателям отечественных «электричек» дается щедрый дисконт в 35% от их цены (но не более 925 тыс. руб.). С учетом госсубсидии российские электрокары уже могут конкурировать по цене с бензиновыми аналогами. Правда, это касается машин дороже 2 млн руб. «Электричек» в бюджетном сегменте, сравнимых по цене с «Грантой», в обозримом будущем мы вряд ли увидим.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх