На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

5колесо

79 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия
    А в Москве когда? чуть не обрадовалась....решила,что везде в России...увы...В России мигранта...
  • Гусаров Игорь
    Ну, наконец то.В России мигранта...
  • Галина
    Очень давно пора......В России мигранта...

Парадокс социализма: почему при нищенских зарплатах в СССР машины были нарасхват

Обычно подобные вопросы в итоге называют «парадоксами социализма». Напомню некоторые из них: например, «Нигде ничего нет, а у всех все есть». Тем, кто родился в 90-х, многое понять тяжело, а что-то и невозможно. Они с ужасом «вспоминают» то, что кто-то обозвал мерзким словечком «совок», и искренно верят в то, что в те времена царила какая-то нищета.

Контраргумент  – в заголовке материала. Ведь не будет же нищий правдами и неправдами записываться в очередь на автомобиль! Он же нищий – ему бы миску похлебки, да три корочки хлеба. А он обивает пороги месткома, просит его в список желающих включить. Кстати, еще один забавный факт из тех времен: в первую очередь все старались записаться на машину подороже! Скажем,  на ВАЗ-2103, а вовсе не на ВАЗ-2101, которая в полтора раза дешевле… 

Объяснить все это непросто. Дело в том, что наши предки совершенно спокойно довольствовались малым, не пытаясь ни с того, ни с сего приобретать, скажем, новую мебель или менять старую люстру на новую. Скажем иначе: самого понятия «потребление» фактически не было. В стране фактически отсутствовало товарное разнообразие – не было сотни сортов пива или колбасы. Но пиво было – и колбаса была. Постоите в очереди – и купите. Это было в порядке вещей. 

Сегодняшний ассортимент товаров таков, что и глаза разбегаются, и денег на все это разнообразие не хватит. А тогдашних зарплат хватало как раз на спокойное существование в условиях отсутствия этого разнообразия. Более того, все копили деньги – банков не было, но была сверхнадежная Сберкасса. Плановая экономика, как ни странно, помогала обычному гражданину планировать свое хозяйство на достаточно долгий срок.

Не секрет, что очень многие занимались различными подработками. Инженер потихоньку чинил приемнички и телевизоры соседям и всем, до кого мог дотянуться. Кто-то устраивался подхалтуривать в школьную раздевалку – официально там числилась какая-нибудь бабушка, а на деле ее заменял внук. Про воровство говорить не будем, хотя и оно было. Но это уже криминал, не имеющий отношения к основной массе.

Кстати говоря, рабочий класс в целом зарабатывал совсем неплохо – гораздо больше инженеров. Обладатели высшего образования уныло посматривали на сверстников, которых в свое время не приняли в институт, но которые в итоге получали вдвое больше безо всяких дипломов. Водитель городского автобуса мог зарабатывать втрое больше инженера в НИИ. И у этих людей запросто образовывались накопления, которые особо и не на что было тратить.

Состоятельные люди в СССР были всегда – взять туже богему. Их было сравнительно немного, но автомобиль они могли себе позволить безо всяких накоплений.

И, все-таки, стоимость автомобилей тех времен всем казалась очень высокой. Скажем, ВАЗ-2101 стоил 5500 ₽, а ВАЗ-2103 – 7500 ₽. При зарплате инженера примерно в 160 – 180 ₽ ему оставалось грустно вздыхать. Но в ход шли различные кассы взаимопомощи, накопления каких-то родственников и все, что угодно. В фильме «Гараж» герой Буркова для покупки машины продал деревенский дом.

Дело в том, что мечта о машине всегда стояла у советского человека особняком – ни с какими хрустальными люстрами ее было не сравнить. Мечта о машине была сродни мечте об отдельной квартире: хлопнул дверью и оказался в сказочном мире, куда другим доступа нет. Финансовые раздумья отходили на второй план: как правило, при покупке автомобиля считалось, что это – на всю жизнь! А если так, то нужно один раз затянуть пояс потуже и одолеть проблему.

Частично помогал тот факт, что машину нужно было долго ждать – порой, годами. Никакие предоплаты не требовались. А когда подходила очередь, то можно было и отказаться – к радости остальных желающих. Иногда очередь умудрялись каким-то образом продавать…

В целом же получается, что никакого парадокса не было. В стране не было нищенства – было скудное предложение ширпортреба. А это не одно и то же.

Фото: ТАСС
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх