Будущее наступило после того, как дорожники, пусть и с огромным опозданием, но все же ввели в эксплуатацию последний участок платной трассы М-11 – обход Твери. До того новая дорога стыдливо обрывалась в районе Волги, вливаясь в древнюю М-10 с ее деревушками, светофорами и перекрестками. На такие дороги нынешних «терминаторов» лучше не выпускать – с ними справляется […]
Будущее наступило после того, как дорожники, пусть и с огромным опозданием, но все же ввели в эксплуатацию последний участок платной трассы М-11 – обход Твери. До того новая дорога стыдливо обрывалась в районе Волги, вливаясь в древнюю М-10 с ее деревушками, светофорами и перекрестками. На такие дороги нынешних «терминаторов» лучше не выпускать – с ними справляется только человек.
Однако теперь трасса полностью замкнута, а потому задача роботов-водителей резко упростилась: фактически это лучшая магистраль страны. И результаты поездок уже есть: суммарно 22 машины проекта за полтора года намотали свыше 3 млн км без каких-либо дорожных происшествий.Впрочем, до полной победы еще ой как далеко – сегодня все происходящее ближе к аттракциону. Все прекрасно понимают, что при малейших отклонениях от привычных для робота условий он тут же начнет сходить с ума. Скажем, метель занесет разметку, грязь испачкает камеры – что тогда? Да и въехать ни в Москву, ни в Питер робот пока что не сможет. Пока что проект живет в рамках экспериментального правового режима, определенного постановлением Правительства для высокоавтоматизированных транспортных средств. Среди прочего в нем оговорены пункты законов и актов, от выполнения которых проект освобожден.
Про ДТП думать никому не хочется, но, рано или поздно, начало неприятностям будет положено. Даже если беспилотник никого не протаранит, то въехать могут в него самого. По М-11 сегодня почему-то носятся со скоростями под 200, робот же должен ехать гораздо медленнее, а потому многим будет, извините, мешать. Кто должен при аварии заполнять всячески бумажки или, скажем, выставлять аварийный «треугольник»? Испытатель к этому отношения не имеет – к тому же, в перспективе, его в кабине и не будет. Кстати, любопытно, понимает ли беспилотник все сигналы регулировщика? На М-11 их, в общем-то, нет но при аварийных ситуациях они, конечно же, появятся. Отметим, впрочем, что за перемещением всех грузовиков круглосуточно следит удаленный оператор. Ему доступны изображения со всех бортовых камер кругового обзора, и в экстренных ситуациях он может вмешаться. Насколько оперативно он сможет это делать, покажет только время.
Известно, что все беспилотные автомобили должны иметь ОСАГО плюс дополнительную страховку «за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц» на сумму не менее 10 млн рублей. Сложным остается вопрос об ответственности владельца грузовиков за различные происшествия с ними: в конце концов, он купил готовую к употреблению дорогую игрушку и просто пользуется ей…
Сегодня в роли беспилотников используются серийные тягачи КАМАЗ-54901. Ориентацию в пространстве им обеспечивают радары, лидары, камеры, устройства геолокации. За ориентирование на местности дополнительно отвечает цифровая модель трассы следования. Отметим, что одновременно тестируют системы от разных разработчиков – по две от КамАЗа и компании СберАвтоТех. В 2025 году число беспилотников на М-11 хотят довести до 93 штук. На очереди М-12 и ЦКАД. При идеальном раскладе беспилотники должны работать круглые сутки – безо всяких обеденных и прочих перерывов.
Хорошо, что будущее из оптимистичной фантастики хоть потихоньку, но все же наступает. Хотя с трудом верится, что такой беспилотник в ближайшее время сможет самостоятельно выбраться откуда-то с берегов Оки или Клязьмы, чтобы самостоятельно добраться, скажем, до морского порта в Петербурге. Однако же хочется быть оптимистами.
Свежие комментарии