На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

5колесо

79 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия
    А в Москве когда? чуть не обрадовалась....решила,что везде в России...увы...В России мигранта...
  • Гусаров Игорь
    Ну, наконец то.В России мигранта...
  • Галина
    Очень давно пора......В России мигранта...

«Турист» из Минска: обзор туристического автобуса МАЗ-350046

В современной продуктовой линейке Минского автозавода значатся 10 базовых моделей автобусов (без учета электробуса и троллейбусов). Из них пять моделей пассажирских машин город/пригород (203, 206, 216, 226, 303), три лайнера пригородного и междугороднего сообщения (257, 231 и 232). Клиентам доступны перронный автобус с индексом 271067, «школьник» МАЗ-257 и до недавних пор — только один полноценный «турист» большого класса.

Последний — тот самый МАЗ-251062 (4х2) с 360‑сильным дизельным двигателем Mercedes-Benz ОМ 457 LA и 6‑ступенчатой коробкой передач ZF 6S1901 BO. Сегодня оригинальные компоненты Mercedes-Benz, ZF и других зарубежных брендов для отечественных машиностроителей уже недоступны. Минский автозавод нашел выход из тупика и в условиях санкций создал новейшую флагманскую модель импортозамещенного МАЗ-350 (6х2).

МАЗ-350046 Габаритная длина: 14,8 м Начало продаж: 2023 г. Цена: от 20 млн руб.

РОЖДЕНИЕ НОВОГО «ЗУБРА»

Развитие темы туристического МАЗ-251 в виде трехосника в свое время (более 10 лет назад), увы, не состоялось. Но в конструкторском бюро под руководством главного конструктора по автобусам Минского автозавода Ю. Сырокваша унывать не стали. Коллеги Юрия Дмитриевича, находящегося в профессии более 30 лет, решили воплотить перспективную идею в пассажирской машине третьего поколения.

Цветовую палитру интерьера по традиции формируют дизайнеры-женщины.

К проекту минчане приступили в октябре 2013 года. Сразу прикинули компонентную базу. Намеревались включить в силовую линию мерседесовские агрегаты: 6‑цилиндровый рядный мотор OM 471 LA Евро-6 (в серии с 2011 г.) и автоматизированную коробку передач модели GO 250‑8 PowerShift (с 2015 г.). В конструкцию ходовой думали имплантировать мосты и оси ZF, но за несколько прошедших лет жизнь внесла свои существенные коррективы.

Кресла с высокой спинкой словно обнимают пассажира, позволяя избегать дискомфортных перемещений из стороны в сторону.

Минчане лишились едва ли не главного козыря — вызывающей доверие потребителей надежной агрегатной базы европейских премиум-брендов. На выходе предприятие осилило совершенно обособленный продукт третьего поколения под названием МАЗ-350. Философски это ближайший аналог немецких трехосников Mercedes-Benz Tourismo и Neoplan Tourliner. Есть одноклассники других брендов, но минчане сразу задали высокую планку.

Флагманский лайнер третьего поколения получил ряд узлов собственного производства Минского автозавода, среди них — элементы рабочего места водителя.

В первой таблице продуктовой линейки белорусского производителя с упоминанием 350‑й модели 15‑метровый МАЗ-350056 обозначен как «турист» с числом мест 65+1+1 и уже с неактуальной силовой линией. В нее были включены выпускавшийся с 2003 года 6‑цилиндровый рядный двигатель Mercedes-Benz ОМ 470 LA Евро-6 (326 л. с., 1700 Нм) и 6‑ступенчатая автоматическая коробка передач первого поколения (2008‑2019 гг.) ZF Ecolife 6АР2300B — с максимальным крутящим моментом 2300 Нм. Теперь все это в прошлом.

В дополнительную комплектацию может быть включен холодильник с переносной лампой, полноценный блок мини-кухни, туалетная кабина.

С МЕСТА — В КАРЬЕР!

На выставке «Иннопром-2023» в Екатеринбурге минские машиностроители представили туристический МАЗ-350046 (6х2). Это лайнер третьего поколения для осуществления пригородно-междугородных и туристических перевозок. Сегодня это флагман пассажирской техники Минского автозавода, к которому со временем добавятся новые модели меньшей вместимости в двухосном исполнении. В пару к двигателям Weichai Power на них планируется использование коробок передач Fast Gear — китайских аналогов американским Allison. А пока в моторном отсеке флагмана стоит 6‑цилиндровый турбодизель Weichai Power уровня Евро-6 — такие двигатели уже несколько лет входят в комплектацию грузовиков Минского автозавода новейшего поколения.

Туристические трехосники предполагается выпускать как транспорт спортивных клубов, в виде корпоративных шаттлов, машин туроператоров, спецтранспорта для госструктур и автобусов на межрегиональных «дальнобойных» маршрутах. Более компактные двухосники получат расширенный спектр применения, но говорить об этом пока преждевременно.

Четыре ступеньки переднего входа выводят на горизонталь, ведущую в салон.

Кстати, последний из могикан — туристический ЛиАЗ-5290 «Круиз» (2014–2022 гг.), чье поточное серийное производство фактически закончилось в 2017 году. По сути, полноценной замены иностранным «туристам» не стало. Автопром из Поднебесной — что называется, на любителя. Вот МАЗ и решил выстрелить дуплетом: обеспечить комфортабельными «дальнобойными» лайнерами и себя, и рынки за пределами Белоруссии: Россию, а также просторы бывшего СССР.

Самые распространенные в парках туроператоров — это междугородные машины на 44–51 пассажира, а здесь — 61! И это только пассажирские места, не считая кресла водителя и гида. Словом, рынок готов принять новинку, и заводчане основательно подготовились к серийному производству 350‑го МАЗа.

В моторном отсеке флагмана стоит 6‑цилиндровый турбодизель Weichai Power уровня Евро-6.

НАСТОЯЩИЙ «ДАЛЬНОБОЙЩИК»

Александр Нюхтиков, заводской водитель-испытатель, ответственно утверждает, что пока есть дизтопливо в баке, на этом автобусе можно добраться в любую точку Белоруссии, ряд городов и поселков городского типа России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Даже без дозаправки «радиус действия» у 350‑го МАЗа довольно велик. Запас хода достигает почти 2000 км!

По сути, на одной заправке можно доехать от Минска до Парижа (1829 км) и теоретически даже до Марселя (2001 км). По плечу ему пробег до столицы объединенной Европы — Брюсселя (1828 км). Одна заправка под горловину 590‑литрового топливного бака позволит достичь города Адана в Турции (1974 км), где собирают автобусы Mercedes-Benz. В зоне досягаемости курортная Анталья — до нее 1907 км. Куда еще «дотянется» МАЗ-350? До Рима (1739 км), Афин (1796 км), Лиона (1855 км), Тбилиси (1865 км), Еревана (1986 км) и ряда других зарубежных городов. 

Минский «турист» без проблем довезет путешественников и до сотен населенных пунктов в РФ. В этом списке — Сочи (1990 км), Астрахань (1989 км), Северодвинск (1976 км), Ижевск (1913 км), Уфа (1834 км), Пермь (1830 км), Тольятти (1715 км), Краснодар (1714 км), Волгоград (1568 км) и т. д.

Откуда такая уверенность? С испытаний! Максимальная скорость лайнера ограничена бортовым компьютером на отметке 100 км/ч. При грамотном стиле езды расход топлива порожнего автобуса не превышает 20 л/100 км. При полной загрузке, в зависимости от дорожных и погодных условий, трафика и рельефа местности, можно уложиться в 30 л/100 км. И это не расчетное значение, а цифра, подтвержденная в ходе испытаний на дорогах общего пользования.

Минчане позаботились о том, чтобы сделать свой бренд и продукцию более узнаваемой. В частности, на фронтальной панели кузова разместили заводскую буквенную эмблему МАЗ, на кормовом стекле — эмблему зубра (такая же — в сердцевине рулевого колеса). Зная избалованность «дальнобойных» пассажиров, создатели 350‑й модели самое пристальное внимание уделили дизайну, комфорту и безопасности. Четыре ступеньки переднего входа выводят на горизонталь, ведущую в салон. А вход, расположенный в колесной базе, содержит уже пять или шесть ступенек (смотря как считать). Верхняя из них уже переходит в горизонталь пола.

Трехосники предполагается выпускать как транспорт спортивных клубов, в виде корпоративных шаттлов, машин туроператоров, спецтранспорта для госструктур и автобусов на межрегиональных маршрутах.

Даже простой обыватель отметит стилевую сбалансированность интерьера. Кстати, его цветовую палитру по традиции формируют дизайнеры-женщины. Непредвзятые специалисты отмечают высокое качество материалов и сборки салона. Кресла со стороны центрального прохода снабжены функцией смещения в сторону. Есть подставки для ступней пассажиров. Кресла с высокой спинкой словно обнимают пассажира, позволяя избегать дискомфортных перемещений из стороны в сторону. Ездовой комфорт обеспечивают пневматическая подвеска, отличная герметичность салона и отменная шумо- и виброизоляция.

В дополнительную комплектацию может быть включен холодильник с переносной лампой, полноценный блок мини-кухни, туалетная кабина. Предусмотрено спальное место водителя с прямоугольным входным люком в стенной панели слева от центрального входа. В дорогом исполнении допускается даже установка ЖК-мониторов в спинки впереди стоящих кресел. Словом, почти любой каприз для дальних путешествий за ваши деньги!

ФИГА ЗАПАДУ

Не было бы счастья, да несчастье помогло! Поговорка словно про узлы, агрегаты и комплектующие «туриста» МАЗ-350046: степень локализации поступательно идет в рост. Флагманский лайнер третьего поколения получил ряд узлов собственного производства Минского автозавода: каркас и обшивку кузова, ходовую часть, ведущий мост и управляемую ось, элементы рабочего места водителя. Белорусские предприятия вносят вклад в производство и поставку на МАЗ мультиплексной системы управления, автобусных шин, амортизаторов, рулевого механизма, ресиверов, стекол, аварийно-вентиляционных люков для запасного выхода.

Эмблема зубра на кормовом стекле — фирменный знак Минского автозавода.

Компоненты «Зроблена ў Беларусi» вместе с российскими на момент дебюта пассажирского лайнера — это два десятка позиций. И это не коврик под ноги водителя и не омывающая жидкость для ветрового стекла, а более существенные вещи. Иван Войтешонок, заместитель директора Центра перспективных разработок предприятия «МАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», на стадии дебюта новинки заявил, что локализация перспективного лайнера достигала 78 %. Это касалось деталей белорусского и российского производства. По словам заместителя генерального директора Минского автозавода Владимира Янушко, еще 15 % компонентов в прошлом году импортировали из дружественных стран. Оставшиеся 7 % комплектующих предстояло импортозаместить.

В отличие от второго поколения белорусских «туристов», МАЗ перешел на большое количество алюминиевых компонентов. Это облегчает конструкцию, продлевает срок службы кузова и способствует обузданию топливного аппетита. Кстати, все, что можно рассмотреть в экстерьере — отечественное, производства РБ и РФ. Российские комплектующие в 350‑м МАЗе: система пожаротушения, устройство вызова экстренных служб, наружные зеркала заднего вида, панели крыши.

В принципе, никакой гонки по локализации нет — все идет своим чередом. Зная упорство команды главного конструктора по автобусам Минского автозавода Юрия Сырокваша, сомневаться в достижении поставленной цели не приходится. Вспомните, каким был первый «турист» из Минска — 43‑местный МАЗ-152 «Вазола» (2000‑2014 гг.) и сравните его с «зубром» МАЗ-350 образца 2023 года. Земля и небо! Тут некоторые одноклассники не то что азиатских, но и европейских марок позавидуют.

Производители комплектующих для МАЗ-350046 (6Х2)

  1. Ресиверы — Бобруйский завод тормозной аппаратуры и механизмов (ОАО «ТАиМ», РБ).
  2. Стекла — УЧПП «КУВО», г. Могилев; ООО «Стеклолюкс», г. Гомель, РБ.
  3. Комплект системы пожаротушения, РБ, РФ.
  4. Управляемая ось — ОАО «МАЗ», г. Минск, РБ.
  5. Карданный вал — ОАО «Белкард», г. Гродно, РБ.
  6. Амортизаторы — ОАО «БААЗ», г. Барановичи, Брестской обл., РБ.
  7. Ведущий мост — ОАО «МАЗ», г. Минск, РБ.
  8. Крыша — Группа компаний «Автопласт», г. Сызрань.
  9. Зеркала — АО «Астрофизика-АСМ», г. Москва.
  10. Люки аварийно-вентиляционные — ЗАО «Белробот», г. Минск, РБ.
  11. Солнцезащитная шторка водителя — ИОО «Дамсистем», г. Брест, РБ.
  12. Устройство вызова экстренных оперативных служб — «Форт-Телеком», г. Пермь.
  13. Рабочее место водителя — ОАО «МАЗ», г. Минск, РБ.
  14. Мультиплексная система — НПП «Протон», г. Витебск, РБ.
  15. Рулевой механизм — Борисовский завод «Автогидроусилитель» (ОАО «БЗАГУ»), РБ.
  16. Комплект клавишных переключателей — завод специальной электроники «Заряд», агрогородок Друйск Браславского района Витебской обл., РБ.
  17. Наружная облицовка — ОАО «МАЗ», г. Минск, РБ.
  18. Шины — ОАО «Белшина», г. Бобруйск, РБ.
  19. Санитарное оборудование — ОАО «ЭкоВакСистем», г. Москва, (локализовано в РБ).

Технические характеристики МАЗ-350046

Колесная формула 6х2
Допустимая полная масса 24 500 кг
Мест для сидения 61+1+1
Объем багажных отсеков 11,1 м3
Габаритные размеры 14 810 х 2550 х 3860 мм
Колесная база 7010+1600 мм
Двигатель Weichai WP10HЕ6, турбодизель, Евро-6, 9,7 л, 400 л. с.
Коробка передач Allison, 6-ступ., АКП
Подвеска пневматическая
Размерность шин 295/80R22,5
Объем топливного бака 590 л
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх