НЕПРАВИЛЬНЫЙ ЛЮКС Договор СССР с концерном FIAT подразумевал, что так называемым «Автомобилем номер два» будет итальянская люксовая модель. На эту роль логично претендовал новейший FIAT 125. Машина дебютировала вскоре после 124‑го, на основе которого проектировали ВАЗ-2101. FIAT 125 пришел в Союз уже в 1966‑м, когда работы по «копейке» еще только начинали.
В мае 1967 года провели краткие контрольные испытания итальянской […]НЕПРАВИЛЬНЫЙ ЛЮКС
Договор СССР с концерном FIAT подразумевал, что так называемым «Автомобилем номер два» будет итальянская люксовая модель. На эту роль логично претендовал новейший FIAT 125. Машина дебютировала вскоре после 124‑го, на основе которого проектировали ВАЗ-2101. FIAT 125 пришел в Союз уже в 1966‑м, когда работы по «копейке» еще только начинали. В мае 1967 года провели краткие контрольные испытания итальянской люксовой машины. Однако представители НАМИ практически сразу отвергли эту модель для производства в СССР. Мотивировали свое решение тем, что даже итальянцы считали FIAT 125 непригодным к эксплуатации в Союзе. Зачем тогда итальянцы прислали «неправильную» машину?
Главной причиной скепсиса советских спецов по отношению к FIAT 125 была, конечно, низкая унификация люксовой модели с базовым FIAT 124. По сути, 125‑й был автомобилем более высокого, по крайней мере, на полступени, класса.
FIAT 125 даже имел немного большую базу — 2505 мм, против 2424 мм у «Жигулей». Но это, конечно было не главным. На люксовой модели стоял совсем другой двигатель, перенесенный на седан со спортивных FIAT 124 Spider и Coupe. Двухвальный двигатель рабочим объемом 1,6 л (80х80 мм), c такой же, как у мотора «Жигулей» степенью сжатия 8.8 развивал 90 л. с. при 5600 об/мин. Почти в полтора раза больше, чем у двигателя ВАЗ-2101 и на 13 л. с. больше, чем у полуторалитрового мотора, который вскоре появился на ВАЗ-2103.
Коробка передач на итальянской машине была, как у базового FIAT 124 — четырехступенчатая, но с иными передаточными числами. Вскоре на 100‑сильной модификации FIAT 125S появились пятиступенчатая механическая коробка и даже трехступенчатый автомат.
FIAT 125 имел совсем другие подвески: спереди — McPherson с амортизаторными стойками, сзади — рессоры с реактивными штангами. Все тормоза итальянской машины, как впрочем, и у FIAT 124 были дисковыми. В СССР сзади сделали барабаны. Но на 125‑го стоял и вакуумный усилитель.
Наконец, люксовую итальянскую модель отличали иные детали кузова, четыре фары, массивные задние фонари и более нарядный салон с модными круглыми приборами.
ОТ «АВТОМОБИЛЯ НОМЕР ДВА» ДО«ТРЕШКИ»
Люксовые «Жигули» в итоге не взяли от FIAT 125 практически ничего. Колесная база, трансмиссия (правда, с иными передаточными числами и главной парой), подвески, тормоза были такими же, как у «копейки». С важной, правда, оговоркой — на более мощной машине, как и на итальянской, появился вакуумный усилитель.
Рабочий объем двигателя увеличили за счет хода поршня. Мотор ВАЗ-2103 объемом 1,45 л (76х80 мм) при той же, что у мотора FIAT 125 степени сжатия 8.8 выдавал 77 л. с. при 5600 об/мин. Решения советских инженеров создать максимально унифицированный двигатель в данном случае был совершенно разумный. Сложный двухвальный мотор в советские реалии тех лет, явно, не вписывался.
Во внешности у ВАЗ-2103 от 125‑г схожими были лишь четыре фары. Но у итальянской машины их сделали оригинальными — квадратными, а у советской –более простыми круглыми. Все детали декора кузова и салона у «трешки» были оригинальными. А комбинация приборов включала даже часы и входящий тогда в моду тахометр, которых у итальянского автомобиля не было.
«Трешка» дебютировала в 1972 году, чрез два года после начала производства ВАЗ-2101. Но СССР обогнала Польша, где производство FIAT 125 по лицензии стартовало еще в 1967‑м. Но польский 125‑й очень сильно отличался от итальянского, да и от нашей «трешки».
СДЕЛАНО В ПНР
В Польской Народной Республике (ПНР) производство развернули в Варшаве на заводе FSO — Fabryka Samochodow Osobiwyh, то есть — фабрика легковых автомобилей.
Polski FIAT 125P очень сильно отличалась от итальянского. Вместо оригинальных квадратных фар, как и на «трешке» поставили круглые. Сделали более простые задние фонари. В рамках упрощения и удешевления польский седан лишили и молдингов.
Салон польской машины тоже был попроще и подешевле. Вместо модных панелей приборов, как в итальянской и советской машинах, в Polski FIAT использовали панель от итальянских FIAT семейства 1300/1500 выпуска до 1967 года. По стилистике эта панель была похожа на ту, что применяли в ВАЗ-2101.
Шасси поляки взяли от итальянской машины без изменений: передняя подвеска — McPherson со стойками, сзади — рессоры, тормоза — дисковые на всех колесах. Однако моторы на польский FIAT устанавливали совсем иные, чем на итальянскую и советскую машины.
На Polski FIAT 125 P монтировали два архаичных нижневальных двигателя, которые в Италии применяли еще на семействе FIAT 1300/1500 (1961–1967 гг.). От такой конструкции, несмотря, кстати, на первоначальные возражения итальянцев, СССР категорически отказался. Но и мощный и сложный двухвальный мотор от FIAT 125 в Польше, как и в Союзе был не нужен.
Базовый двигатель Polski FIAT 125P рабочим объемом 1,3 л (72х79,5 мм) развивал 60 л. с. Существовала также версия седана с двигателем 1,5 л (77х79,5 мм) мощностью 70 л. с. Помимо рабочего объема общего с двигателем ВАЗ-2103 у этого польского агрегата было совсем немного. В целом, польская машина была проще и менее современной, чем итальянская и советская.
МИРОВОЕ ТУРНЕ
Все три FIAT на западных рынках одновременно не продавали. Итальянская машина ушла в 1972‑м еще до того, как ВАЗ-2103 под именем Lada 1500S пошла на Запад. Но итальянский и польский автомобили на рынках «встретились». В 1971‑м в Западной Германии итальянский FIAT 125 1,5 л стоил 8200 марок. Польский автомобиль с мотором 1,5 л гораздо дешевле — 7000 марок. В середине 1970‑х Polski FIAT конкурировал уже с нашей Lada 1500S. Польский автомобиль в ФРГ стоил 8150 марок, а «трешка» логично на 800 марок дороже.
В Италии FIAT 125 выпускали до1972 года. В 1974‑м семейство 124/125 окончательно сменил совсем новый FIAT131. Однако по лицензии в разных странах итальянскую машину, часто с более простыми двигателями, делали еще много лет. В Аргентине, например, до 1982 года. А дольше всего — до 1986 года в Индонезии.
ВАЗ-2103 продержался на конвейере до 1984 года. Причем машина до самого конца производства была в Союзе любима и престижна. Некоторые ценили ее даже больше «шестерки», считая более гармоничной.
Дольше всего — до 1991 года выпускали Polski FIAT 125P. Именно у этой машины, кстати, было и больше всего модификаций. Вариант ВАЗ-2103 с кузовом универсал в производство не запустили. А в Польше, помимо универсала, выпускали пикапы (аналогичные автомобили делали и в Аргентине), а мелкосерийно собирали даже туристические с удлиненной базой шестидверные машины — седан и даже кабриолет. Теперь такие версии, разумеется, особая и желанная для любителей социалистического ретро экзотика.