БЛИЖЕ К ОБОЧИНЕ Теорий почему в одних странах исторически устоялось левостороннее, а в других правостороннее движения — множество. Причем расположение руля в автомобилях с самой организацией движения вовсе не всегда было связано напрямую. Так, в Италии и во Франции до Второй мировой войны, да даже еще и во второй половине 1940‑х одновременно выпускали и «праворукие» и […]
БЛИЖЕ К ОБОЧИНЕ
Теорий почему в одних странах исторически устоялось левостороннее, а в других правостороннее движения — множество. Причем расположение руля в автомобилях с самой организацией движения вовсе не всегда было связано напрямую.
Так, в Италии и во Франции до Второй мировой войны, да даже еще и во второй половине 1940‑х одновременно выпускали и «праворукие» и «леворукие» автомобили. При том, что движение было правосторонним. Праворульными преимущественно делали быстрые спортивные автомобили типа Lancia, Alfa Romeo, Talbot, Delage, Считалось, что за рулем такой машины важнее видеть и ощущать обочину.
Своя логика в этом была. Правда, и грузовики тогда многие европейские фирмы делали «праворукими». Возможно, тоже чтобы «привязать» к обочине.ОТ ЕВРОПЫ К АМЕРИКЕ
Первые отечественные автомобили, естественно, наследовали особенности управления моделей, которые лежали в основе их конструкции. Так, «Руссо-Балты» логично, как и бельгийский Fondu имели правое управление. Таким же стал и послереволюционный уже советский «Руссо-Балт С24/40», которые принято именовать «Промбронь». Первый серийный советский грузовик АМО-Ф15, представляющий собой копию итальянского FIAT 15 Ter, тоже был праворульным.
Как и первый серийный легковой автомобиль СССР — НАМИ-1. Он ведь имел чехословацкие корни — в основе лежала конструкция Tatra 11 1923 года. А Чехословакия была левосторонней и начала переход на правостороннее движение только в 1938‑м, после оккупации Германией. Поэтому до этого все чешские автомобили были праворульными.
А вот малолитражку НАТИ-2, которую планировали выпускать после НАМИ-1, сделали уже с левым рулем. Сказалось то, что советский автопром стал ориентироваться, в основном, на немецкие и особенно американские образцы. Левое расположение руля имели и грузовики Ярославского завода, создаваемые не без влияния немецких Mercedes-Benz.
Окончательную точку в вопросе с какой стороны должен стоять руль в советских автомобилях поставил пуск Нижегородского автомобильного завода, построенного совместно с американской фирмой Ford. А в США этот вопрос был решен категорически — руль должен быть слева.
Но прошла четверть века, и советские автомобили заинтересовали иностранцев, причем и в странах с левосторонним движением.
ЗЕКРАЛИМ
Конечно, в первую очередь речь шла о Великобритании, ведь получать за экспортные машины фунты стерлингов Союзу было очень заманчиво. И во имя этого имело смысл взяться и за переделку существующей конструкции. Тем более, что кроме Великобритании были и иные «праворульные» страны, где со временем проявили интерес к советским автомобилям, Тут и Индия, и Пакистан, и Кипр, а потом даже и Австралия.
Первым праворульным советским автомобилем, сделанным специально для экспорта, стала «Волга» ГАЗ-21П. В нескольких версиях праворульные «Волги» делали с 1963 года. Чтобы не мудрить с приводом коробки передач от рычага, стоящего в 21‑й на рулевой колонке, применили простое и эффективное решение. Коробка передач ГАЗ-21 ведь мало отличалась от той, что ставили на внедорожник ГАЗ-69. Поэтому на праворульных «Волгах» меняли крышку коробки передач и установили, соответственно, напольный рычаг.
Сделали таких 21‑х совсем немного — около сотни. Универсалов ГАЗ-22П «Волга» из них и вовсе штук десять-пятнадцать. Примерно полтора десятка машин, действительно, продали в Великобритании. Остальные ушли в Азию и, вроде бы, даже в Африку.
МЗМА озаботился праворульными модификациями в 1960‑х, готовя к массовому производству «Москвич-408». Спрос на «Москвичи» на западных рынках тогда был очень велик. В Великобритании в начале 1970‑х продавали до трех с половиной тысяч машин ежегодно.
Поскольку завод уже в конце 1960‑х стал переходить на управления коробкой передач рычагом на полу, сложностей с созданием машин с правым рулем у МЗМА (с 1968 г. — АЗЛК) было относительно немного.
На базе «Москвич-412» тоже делали праворульные модификации всех версий. В том числе — универсалы «Москвич-427П» и фургоны «Москвич-433П». Правда, эти модификации — в очень небольших количествах.
В Москве еще в начале 1980‑х изредка встречались личные праворульные 412‑е. Вероятно — из нереализованных машин, оставшихся в Союзе. А при дефиците автомобилей и такие, конечно, не застаивались, а находили покупателей.
ПОЧТАЛЬОН ПРИХОДИТ СПРАВА
Но еще в первой половине 1960‑х праворульные автомобили вдруг понадобились министерству связи СССР. Идея состояла в том, чтобы почтальон, он же – водитель, доставая почту из ящиков, висящих на улицах, не выходил из машины на проезжую часть, а сразу на тротуар.
Задания изготовить такие версии грузопассажирских машин получил и МЗМА, и УАЗ, и даже ЗАЗ. Но довести дело до серии успел, как ни странно, именно Запорожский автозавод.
Праворульный фургон на 150 кг груза, размещенного за передними сиденьями — ЗАЗ-965С запустили-таки в 1962‑м в серийное производство. Правда, делали такие машины всего два года и изготовили лишь 650 экземпляров. Очевидно, посчитали, что затраты на переделку машин не стоят «почтовых свеч». УАЗ и МЗМА и вовсе ограничился лишь прототипами.
ОТ ВОЗМОЖНОГО К НЕОБХОДИМОМУ
С конца 1960‑х, закладывая новые модели, советские заводы стали сразу планировать и праворульные версии. Именно поэтому панель приборов «Волги» ГАЗ-24 сделали симметричной — с расчетом на минимальные переделки для версий с правым рулем. Официально существовали три праворульных модификации «двадцатьчетверки»: базовая — ГАЗ-24‑74, для тропического климата — ГАЗ-24‑54 и с импортным дизелем — ГАЗ-24‑56. Собрали всего около тысячи праворульных машин, которые ушли в азиатские страны, в частности в Индонезию.
На базе семейства «Москвич-2140» праворульных автомобилей серийно не выпускали. Но на стадии опытных образцов сделали не только седан, но и универсал «Москвисч-21372», и даже фургон «Москвич-27345».
Не понадобились в итоге и праворульные горьковские грузовики: бензиновый ГАЗ-53‑54 и ГАЗ-53‑76 с дизелем Perkins. Их создали специально для экспорта в Индию. Но дальше опытных образцов дело не пошло.
А с ульяновской буханкой — загадка! Количество выпущенных заводом УАЗ-452ДП с правым рулем доподлинно неизвестно. А по некоторым данным серийных машин и вовсе не было. Тем не менее, несколько праворульных УАЗ, в том числе самосвал, сохранились в Великобритании. На части из них красовалась надпись Belaz. Возможно, эти УАЗы переоборудовали уже на месте.
А вот Волжский автозавод с 1975 года делал праворульные версии практически всех моделей: и классику и переднеприводные «Самары» и, конечно «Ниву».
Такие машины продавали и в Великобритании, и в Австралии. Причем, спрос на «Ниву» на Альбионе был настолько велик, что поставки начали с обычных внедорожников с левым рулем. И лишь позднее в Англию пошли «праворукие» советские внедорожники.
Ну, а одними из последних советских праворульных автомобилей стали «Таврии» ЗАЗ-11022 и ЗАЗ-110236. Но сделали таких машин, очевидно, совсем немного. В музее советских раритетов довольно редкие машины с правым рулем могли бы составить отдельный зал. Идеи «носятся в воздухе»: некоторые коллекционеры такими машины уже давно интересуются.
Свежие комментарии