Еще в марте стало понятно, что большинство иностранных компаний прекратят свой российский бизнес, бросив его на произвол судьбы. Различные источники пестрят неодинаковыми цифрами статистики – примерная картина выглядит следующим образом.
– Полностью прекратили деятельность 24% всех ранее работающих компаний;
– Ушли, но не хлопнули дверью 34%;
– Прекратили инвестиции, но формально остались 12%;
– Сократили бизнес 12%;
– Работают по-прежнему 18%.
Поскольку нас, в первую очередь, интересует автопром и все, что с ним связано, изучим именно эти цифры. В частности, из шинных компаний приостановили работу Bridgestone и Michelin. Производство Continental, вроде бы, возобновлено в Калуге. Приостановили инвестиции Nokian Tyres (финны собираются выпускать шины под другим брендом), а также, частично, Pirelli.
Теперь по транспорту. Ситуация такая: покинули рынок следующие компании.
Renault – французский автоконцерн потерял миллиарды, уходя из России. Он передал долю в московском заводе столичному правительству. Теперь здесь планируют выпускать другие автомобили, в том числе и электрокары. Доля «Рено» в АВТОВАЗе перешла к НАМИ. АВТОВАЗ также теперь будет делать техобслуживание и ремонтировать Renault;
General Motors (Cadillac, Chevrolet) – все. Американцы быстренько смылись из России оставив автовладельцев и дилеров один на один со своими проблемами;
Komatsu – японский производитель спецтехники (строительное и горнодобывающее оборудование) закрыл в Ярославле свой завод и ушел из России;
Daimler Truck – компания остановила сотрудничество с КАМАЗом;
Yamaha – приостановила поставки;
Siemens – прекратил поставки и развитие новых проектов;
Harley-Davidson – прекратил продажи;
Emerson Electric – крупнейшая в мире инжиниринговая компания, у которой были собственные предприятия в Челябинске и Санкт-Петербурге, уходит из России;
Nissan Motor – предполагаемый срок приостановки деятельности 1 год. Собственный завод компании Nissan в Санкт-Петербурге свою работу приостановил еще 14 марта.
Приостановили работу следующие компании:
BMW, Hyundai, Ford, Volkswagen (SEAT, Audi, Bentley, Lamborghini, Skoda, Bugatti, Volkswagen);
Volvo – приостановил поставку в Россию новых автомобилей, но Volvo Car Russia продолжает оказывать гарантийную поддержку;
Daimler (Mercedes-Benz, Maybach, Smart);
Toshiba сообщила о приостановке всех инвестиций и приема заказов в России;
Stellantis (Opel, Citroën, Peugeot) – приостанавливает на заводе в Калуге производство автомобилей.
Кто же остался? Компания Mitsubishi заявила, что сервисное обслуживание машин и их поставка в РФ продолжается. Subaru и Isuzu не делали заявлений о приостановке работы. Kia, Hyundai, Genesis не намерены приостанавливать поставки автомобилей в РФ, но производство на заводе в Питере остановлено на неопределенный срок. Китайские компании Geely, Chery, Changan, FAW, Dongfeng, Haval продолжают работу с РФ.
Еще есть так называемый параллельный импорт:
Запчасти и двигатели – Volvo, Nissan, Hyundai, Volkswagen.
Автомобили – Land Rover, Tesla, Jeep, Chrysler, Jaguar, Bentley, Chevrolet, Cadillac, Rover, Dodge, Hummer, GMC и комплектующие к ним от Cummins, Mahle, Wabco и Gates.
Шины – Michelin, Continental, Goodyear, Bridgestone.
Что касается деятельности дилеров и вопроса о том, кого и как они могут кинуть в этой неразберихе, то ситуация меняется ежедневно. Дилер – это самостоятельное юридическое лицо, которое ведет себя сообразно своим представлениям о бизнесе. И если еще недавно такие приемы как пиратское программное обеспечение, запчасти с непонятной родословной или кузовщина с помойки были для него немыслимы, то сегодня у дилера зачастую просто нет выбора. Импортеры его фактически бросили, но при этом частенько оставляют за собой право командовать. К примеру, если клиент просит заменить ему тормозной цилиндр, а оригинального нет в наличии, то дилеру приходится брать ответственность на себя, устанавливая клиенту некий аналоги и рискуя навлечь на себя недовольство фирмы-автопроизводителя. Но согласовывать каждую гайку непонятно с кем просто нереально – таковы сегодня условия дилерской работы.
Никаких общих тенденций типа «Здесь хорошо, а здесь плохо» сегодня нет. Если даже АВТОВАЗ испытывает серьезные проблемы с комплектующими, то какие вопросы могут быть к иномаркам? Остается звонить, узнавать, доставать и так далее. Так что от рисков остаться без запчастей сейчас не застрахован никто.
Свежие комментарии