На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

5колесо

78 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия
    А в Москве когда? чуть не обрадовалась....решила,что везде в России...увы...В России мигранта...
  • Гусаров Игорь
    Ну, наконец то.В России мигранта...
  • Галина
    Очень давно пора......В России мигранта...

Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»

МАЗ-303. Габаритная длина: 12 430 мм. Начало продаж: 2020 г. Цена: 14 600 000 руб.

История современных минских автобусов началась в середине 1990‑х, когда благодаря немецкой лицензии появился городской МАЗ-103 на базе полунизкопольного Neoplan N4014. Рестайлинговые машины первого поколения настолько неубиваемы, что некоторые из них до сих пор трудятся в Белоруссии и за ее пределами. С 2005 года на рынке присутствует второе поколение с обозначением МАЗ-203, а с 2019 года актуальным стало новое семейство «горожан», индексы которого начинаются с цифры «3».

К моменту появления «триста третьего» автобусный филиал Минского автозавода производил семь базовых моделей для перевозки пассажиров на городских маршрутах и в ближние пригороды. В этом списке находились низкопольные двухосные соло-версии: МАЗ-103, МАЗ-103965 и МАЗ-203965 на метане, МАЗ-203, МАЗ-206 на дизтопливе. Особняком стояли перронный МАЗ-171 (теперь уже МАЗ-271067) для обслуживания авиапассажиров в аэропортах, сочлененный МАЗ-215 и трехосный МАЗ-107 особо большой вместимости.

Ранее в белорусской столице выпускали одиночный городской МАЗ-104. В период его конвейерной жизни (1996–2006 гг.) было выпущено более 1200 экземпляров. Очень популярной стала и сочлененная версия МАЗ-105: за 20 лет производства (1997–2017 гг.) рынок получил свыше 1600 единиц! И что примечательно: производственные мощности МАЗа, изначально рассчитанные на выпуск 500 автобусов в год, сегодня выдают в сбытовую сеть более 1300 ед. пассажирской техники!

Первенец третьего поколения белорусских лайнеров на старте производства заявлен в двух версиях: МАЗ-303065 (Евро-5) и МАЗ-303266 (Евро-6). А в середине 2020 года на базе «триста третьего» минчане сконструировали первый низкопольный 12‑метровый электробус МАЗ-303Е10 вместимостью 72 пассажира при 30 местах для сидения. Он укомплектован электромотором ZF CeTrax мощностью 300 кВт и батареями емкостью 412 А·ч, обеспечивающими запас хода до 300 км.

По словам главного конструктора по пассажирской технике ОАО «МАЗ» Юрия Сырокваша, в третьем поколении будут и компактные городские версии габаритной длиной 9 м, и сочлененные модели особо большого класса габаритной длиной 18,5 м. По всем показателям «триста третьему» уготована долгая жизнь.

БЕЛОРУССКИЙ «ЕВРОПЕЕЦ»

Дизайнеры придали «триста третьему» современный динамичный облик, олицетворяющий наиболее актуальные тенденции автобусостроения. При этом они утверждают, что в экстерьере появились брутальные черты, напоминающие зубра — зверя, запечатленного на эмблеме Минского автозавода. На это намекает белый «горб» в передней части МАЗ-303 при боковой проекции — именно он стилизован под профиль хозяина Беловежской пущи. Дизайн сделан с прицелом на экспорт и в расчете на то, что он не устареет в течение нескольких лет. Вместе с тем соблюдена преемственность поколений пассажирских лайнеров минского производства. В частности, она прослеживается в изящно изогнутой подоконной линии. Фронтальная маска по стилю перекликается с оформлением передка пригородных лайнеров МАЗ-231 и МАЗ-232. Облик «триста третьего» можно назвать и новой дизайнерской трактовкой успешной модели МАЗ-251.

Абсолютно ровный пол по всей длине пассажирского пространства ориентирован на определенные социальные группы населения.

Применительно к МАЗ-303 разработчики часто используют словосочетание «европейский формат». При этом имеются в виду не комплектующие из ЕС, хотя они в конструкции есть. Речь о компоновке просторного салона с большой площадью остекления с прицелом на привередливых европейских заказчиков. Абсолютно ровный пол по всей длине пассажирского пространства ориентирован на определенные социальные группы населения: пожилых людей и лиц с ограниченными физическими возможностями. В проеме второй двери установлена аппарель с электроприводом для закатывания инвалидной коляски.

В отделке интерьера используются тщательно подобранные износостойкие материалы высокого качества, которые долго не выгорают на солнце, легко моются и чистятся.
Для лучшей ротации пассажиров применяется система книлинга, опускающая уровень пола с 320 до 260 мм при остановке.

В погоне за дизайном белорусские автобусостроители не упустили из вида эргономику. Для удобства едущих стоя была спроектирована новая система расположения и крепления поручней. Накопительную площадку в центре салона обрамили широкой спинкой, на которую могут опереться несколько человек. Подобные решения сейчас широко применяются в трамваях, вагонах метро и новейших моделях автобусов и электробусов европейского производства. Нельзя не отметить широкие дверные проемы, яркое (но не раздражающее) искусственное освещение, а также внушительную площадь почти панорамного остекления. В зависимости от времени суток, подсветка салона меняется от холодной к теплой и наоборот.

Пассажирские двери имеют систему адресного открывания с красно-желто-зеленой подсветкой.

Наряду с эстетическим эффектом выполнена и задача практичности. В отделке интерьера используются тщательно подобранные износостойкие материалы высокого качества, которые долго не выгорают на солнце, легко моются и чистятся. А такие элементы, как обивка потолка под натуральное дерево, создают дополнительный уют. Для удобства и комфорта пассажиров в передней части салона расположены полуторные сиденья для взрослых с детьми и пожилых людей. Такие кресла занимают меньше места, чем двойные. У каждого ряда кресел есть USB-порты для зарядки планшетов и смартфонов. По периметру салона смонтированы пять отопителей и кондиционер, работающий как на охлаждение, так и на нагрев воздуха. Светодиодное табло выдает пассажирам всю необходимую информацию, от указания остановок до актуальных новостей. Снаружи электронные маршрутоуказатели установлены спереди, справа и сзади.

Накопительную площадку в центре салона обрамили широкой спинкой, на которую могут опереться несколько человек.

Трудно придраться и к месту водителя, оформленному в лучших традициях европейского автобусостроения. Оно получило современную приборную панель и улучшенную эргономику: каждая кнопка, клавиша и переключатель расположены в компактной рабочей зоне. Панорамный обзор вокруг автобуса обеспечивают наружные видеокамеры, а салон находится под присмотром внутренних камер. Конструкторы предусмотрели три варианта кабины с частичной или полной изоляцией от пассажирского салона, и эта вариативность не лишняя.

Рабочее место водителя выполнено в лучших традициях европейского автобусостроения.

Хорош «триста третий» не только в статике, но и в движении. Плавность хода МАЗ-303 выше, чем у предшественника МАЗ-203 за счет удлиненной колесной базы и увеличенного хода независимой передней подвески. Для лучшей ротации пассажиров применяется система книлинга, опускающая уровень пола с 320 до 260 мм при остановке и возвращающая кузов в горизонталь после закрытия дверей и возобновления движения.

Возможна полная или частичная изоляция кабины от пассажирского салона, и эта вариативность не лишняя.

Тихий, экономичный двигатель Mercedes OM936 LA Евро-6 компактно расположен в заднем свесе. Такая установка стала возможной за счет оригинальной конструкции платформы для крепления мотора и вспомогательных агрегатов, новой системы выхлопа и вентиляторов, встроенных в систему охлаждения. Эксперты отмечают: по совокупности технических решений и инноваций МАЗ-303 — стопроцентный «европеец»!

Тихий, экономичный двигатель Mercedes OM936 LA Евро-6 компактно расположен в заднем свесе.

Стандартно новый «горожанин» оборудован 24 местами для сидения. При этом пассажировместимость достигает 110 человек. Будут и другие варианты, например, на 39 кресел при полной загрузке 95 пассажиров. Но и это не все! По словам генконструктора Юрия Сырокваша, возможна даже компоновка салона только на 16 посадочных мест. В общем, модификации появятся в соответствии с пожеланиями каждого заказчика.

Технические характеристики МАЗ-303266 (4х2)

Пассажировместимость 95–110 чел.
Полная масса 19 700 кг
Габариты (длина/ширина/высота) 12 430 / 2550 / 3100 мм
Колесная база 6150 мм
Объем топливного бака 250 л
Двигатель Mercedes OM936LA, Евро-6, дизельный, рядный, 6-цилиндровый, 7,698 л, 299 л. с. при 2300 мин-1, 1200 Нм при 1200–1600 мин-1
Коробка передач 6АКП ZF Ecolife
Подвеска (передняя/задняя) независимая, пневматическая / зависимая, пневматическая
Тормоза дисковые
Размерность шин 275/70R22,5
Конкуренты НефАЗ-5299-40-52, ЛиАЗ-5292, Мercedes-Benz Conecto
Заводская гарантия 1,5 года или 150 000 км пробега
Межсервисный пробег 50 тыс. км
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх