На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

5колесо

79 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия
    А в Москве когда? чуть не обрадовалась....решила,что везде в России...увы...В России мигранта...
  • Гусаров Игорь
    Ну, наконец то.В России мигранта...
  • Галина
    Очень давно пора......В России мигранта...

Тормозная жидкость: как проверить, что заливать и сколько можно хранить

Тормозная жидкость — одна из важнейших составляющих безопасности автомобиля. О чем многие забывают или даже не помнят.

Тормозная жидкость (ТЖ) для многих водителей — один из самых загадочных и непонятных эксплуатационных материалов, требующих периодической замены в авто. Как, когда и на какую нужно менять ТЖ? В преддверии подготовки авто к сезону активных поездок журнал «5 колесо» собрал вопросы читателей и задал их генеральному директору производственной площадки «Капролактам Тосол-Синтез» Сергею Синицину.

Сергей Синицин, генеральный директор производственной площадки «Капролактам Тосол-Синтез».

— Как понять, что ТЖ уже состарилась?

— Понять это можно по ее цвету. Будучи новой, она имеет слегка желтоватый оттенок. В процессе старения тормозная жидкость становится все более желтой и визуально начинает напоминать моторное масло, затем превращается в коричневый или даже черный кисель. Это означает, что ТЖ пора менять. Тормозная жидкость гигроскопична и отлично впитывает влагу из атмосферы, что понижает температуру ее кипения. Критический момент наступает, когда ТЖ набирает более 3,7 % влаги. Обычно это происходит через 2–3 года. Жидкость не утратит работоспособность, но ее параметры ухудшатся, а процессы коррозии резко активизируются.

— Можно ли использовать тестер качества тормозной жидкости для оценки ее состояния?

— Нет, лучше так не делать. Дело в том, что обычно такие тестеры определяют электропроводность тормозной жидкости, оценивая, таким образом, процент содержания в ней влаги. Однако на электрическое сопротивление влияет не только вода, но и всевозможные присадки в составе ТЖ. Иными словами, одна и та же величина электропроводности может быть приемлемой для одного бренда жидкости, но абсолютно нетерпимой для другого. Поэтому тестер, настроенный его изготовителем на какой-то определенный браковочный параметр, способен объявить негодной абсолютно нормальную жидкость просто потому, что она отличается по своему химическому составу от того продукта, на котором этот тестер калибровали. Вот почему автосервисы сегодня отказываются от подобного способа диагностики. Единственным достоверным способом оценки на сегодняшний день остается сравнение температуры кипения ТЖ в свежем (из канистры) и рабочем (из компенсационного бачка) состоянии.

— Правда ли, что чем выше температура кипения ТЖ, тем лучше?

— Температура кипения — очень важный показатель ТЖ. При интенсивном торможении суппорта сильно нагреваются, а вместе с ними греется и тормозная жидкость в цилиндрах. Если жидкость начнет кипеть, то она утратит свойство несжимаемости и не сможет передавать необходимое для замедления тормозное усилие. «Педаль стала ватной», — вот наиболее точное описание этой проблемы. Поэтому температуру кипения — ее значение часто отображают в маркировке — можно считать важнейшей характеристикой тормозной жидкости: чем она выше, тем более стабильно работает система торможения в экстремальных условиях. Особенно это актуально при эксплуатации машины в южных регионах и на высокогорье.

— Какую ТЖ заливать в современный автомобиль?

— Почти во всех современных машинах есть электронные помощники типа ABS, ESP. Поэтому для них важна повышенная температура кипения и пониженная вязкость. ТЖ с низкой вязкостью будет быстрее циркулировать по магистральным трубопроводам и не густеть на морозе зимой. Это улучшит быстродействие системы, позволит моментально передать импульс давления от гидроблока на рабочий цилиндр, а значит, уменьшит риск возникновения аварийных ситуаций. Такими свойствами, например, обладают жидкости группы DOT 4 class 6. Кстати, и в автомобили без ABS их смело можно и даже нужно заливать.

— Что долить, если ТЖ ниже уровня?

— Мы конечно не рекомендуем смешивать и доливать ТЖ, но если слить проблематично, вы в дороге, ТЖ ниже уровня, то долить можно. Ничего страшного не случиться. Приведу в пример ситуацию с выбором моторных масел, где продукцию с более современной категорией эксплуатации смело можно использовать взамен устаревшей. С тормозными жидкостями полная аналогия. Так, в бачок с жидкостью DOT 3 можно смело доливать жидкость DOT 4, а вот обратную замену делать не стоит, так как при смешивании мы получим тормозную жидкость с худшими показателями вязкости и температуры кипения.

Что касается совместимости, то правило простое. Все жидкости на гликолевой основе — DOT 3, 4, 5.1 — можно смешивать между собой. А вот с жидкостями на другой основе — например, на силиконовой (DOT 5) или на основе минерального масла LHM — их смешивать принципиально нельзя. Произойдет расслоение ТЖ, вследствие чего ее свойства резко ухудшатся. Кстати, процесс замены тормозной жидкости лучше доверить профессионалам и совместить его с полной ревизией тормозной системы.

— Какие стандарты приняты для ТЖ?

— Стандарты тормозных жидкостей определяются и регулируются тремя всемирно признанными организациями: Министерством транспорта США (Department of Transportation, DOT), Международной организацией по стандартизации ISO, Обществом автомобильных инженеров SAE. Министерство транспорта США утвердило Федеральные стандарты безопасности моторных транспортных средств (FMVSS). В бюллетене FMVSS № 116 тормозные жидкости в зависимости от характеристик разделяются на несколько типов (DOT 3, DOT 4, и DOT 5). В свою очередь, жидкость DOT 5 подразделяется на два типа: DOT 5 (тормозная жидкость на основе силикона) и DOT 5.1 (тормозная жидкость без силикона).

Замену тормозной жидкости лучше доверить профессионалам.

— Что значает DOT 4+ на упаковке?

— Часто в продаже появляются ТЖ с обозначениями: DOT 4 Plus, Super DOT 4, DOT 4 LV (Low Viscosity). Важно отметить, что таких стандартов в принципе не существует. Они являются внутренними обозначениями автопроизводителей и скорее относятся к маркетингу. Добавление символов свидетельствует об улучшенных качественных характеристиках ТЖ: более высокой температуре закипания или более низкой вязкости при –40 ˚С. По своим характеристикам такие жидкости соответствуют шестому классу (class 6) по стандарту ISO 4925. Они продолжают себя стабильно вести при более высоких температурных нагрузках и имеют показатель вязкости гораздо ниже — не более 750 мм2/c, в отличие от DOT 4 с вязкостью не ниже 1500 мм2/c по ISO 4925 и не ниже 1800 мм2/c по FMVSS 116.

Если в инструкции по эксплуатации указано одно из вышеупомянутых обозначений, то лучше придерживаться рекомендаций автопроизводителей и заливать ТЖ с улучшенными характеристиками. Например, в линейке ROSDOT — это низковязкая жидкость ROSDOT DOT 4 class 6. Кстати, эта жидкость совместима со всеми ТЖ на гликолевой основе.

— Каков срок хранения ТЖ в заводской упаковке? Есть ли смысл покупать впрок?

— Существуют общие ограничения по сохранности свойств ТЖ стандарта DOT. Они должны соответствовать требованиям класса после не менее, чем двух лет с момента выпуска. Практически все товарные продукты известных производителей перекрывают этот срок: указывается гарантийное обязательство на сохранность в течение периода до начала эксплуатации от 3 до 5 лет. После вскрытия упаковки и удаления защитной пленки производитель уже ничего не гарантирует. Жидкость можно считать введенной в эксплуатацию, а в таком режиме срок ее службы не может превышать двух лет.

Что касается риска опустошения полок в автомагазинах, он надуман. Опасаться дефицита качественных продуктов не стоит — у отечественной промышленности есть достойная альтернатива на замену уходящим брендам.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх