На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

5koleso.ru

1 подписчик

Свежие комментарии

Хотели как лучше: почему новый закон о такси принес еще больше проблем перевозчикам и пассажирам

В целях регулирования сферы пассажироперевозок в декабре 2022 года был принят закон о такси № 580-ФЗ, а с 1 сентября 2023-го он вступил в силу. С тех пор физические лица (самозанятые) приравнялись к транспортным предприятиям. Почти сразу после введения упомянутого закона, для всего таксомоторного сообщества стало очевидным, что многие его положения необходимо корректировать, поскольку они […]

В целях регулирования сферы пассажироперевозок в декабре 2022 года был принят закон о такси № 580-ФЗ, а с 1 сентября 2023-го он вступил в силу. С тех пор физические лица (самозанятые) приравнялись к транспортным предприятиям. Почти сразу после введения упомянутого закона, для всего таксомоторного сообщества стало очевидным, что многие его положения необходимо корректировать, поскольку они избыточны и слишком сложны для исполнения.

Например, закон формально разрешил самозанятым на собственном транспорте осуществлять перевозки пассажиров, но фактически запретил, потому что такая норма, как предрейсовый медосмотр, невозможна в рамках самозанятых. В результате физлица ушли в «серое» поле: чаты и нелегальные агрегаторы. 

В стране 90 % перевозок выполняются частными водителями на личных авто, и требования, которые прописаны в действующем законе для таксопарков, для них просто не реализуемы, считает директор управляющей организации ГК «Максим» Максим Шушарин. По его мнению, надо думать не о том, как загнать частника на медосмотр, а наоборот, как водителя таксопарка «довести» по уровню безопасности до частника. Эксперт подчеркнул, что в законе допускается оказание услуги самозанятых для того, чтобы привлечь как можно больше исполнителей и сделать ее доступней, а также чтобы государство получило налоговые отчисления. Но из 2,5 млн частников-самозанятых, которые занимаются перевозками в такси, зарегистрировано всего 640 тыс. человек (по официальным данным на 1 октября 2024 года). А разрешение получили всего 1,4 %. Поэтому жизненно важно убрать те запретительные меры, которые не дают частникам работать легально.

Директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин отмечает, что физлицам-самозанятым значительно сложнее из-за высокой бюрократической нагрузки. Им требуется больше документов, они проходят строгие проверки, оформление через МФЦ и «Госуслуги». Малейшее нарушение с их стороны может привести к запрету деятельности. Все расходы на авто осуществляются только за их счет без каких-либо субсидий и льгот. Для большинства отсутствует централизованная помощь и инфраструктура для мед- и техосмотров. В финансовом плане у них меньше гарантий и ограничены возможности масштабирования.

Такси занимает третье место по пассажирообороту в РФ, но в транспортной стратегии не прописаны четкие пути развития легкового таксомотора, сожалеет директор центра компетенций АНО «МЕФТ» Станислав Швагерус. 

«Закон о такси не ввел новых требований в отношении развития, но зато установил громоздкую административную систему регулирования. Получается, что 80 % требований закона № 580-ФЗ — это инструкции органам региональной власти, как им переписывать самозанятых, перевозчиков и автомобили», — заявил эксперт. 

Окончательный итог выступлений спикеров круглого стола подвел зампред Комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский: «Во-первых, по нашему мнению, сохранение закона № 580-ФЗ в том виде, в каком он существует, приведет к росту цен. Отсечение самозанятых создает предпосылки для монополизации рынка. Во-вторых, рост цен будет связан с ростом издержек такси, потому что те условия, которые навязаны водителям, избыточны и требуют серьезных затрат, в частности, это увеличение ОСАГО и появление ОСГОП». 

Закон о такси № 580-ФЗ ударил по регионам. Средние, малые города и поселки вообще выпадают из стратегии развития транспортных перевозок в России. Государство теряет отчисления по налогам, наблюдается рост преступности. Это очень серьезная проблема. Поэтому вносить изменения в соответствии с требованиями жизни необходимо. Также пора менять подход по отношению к цифровым решениям в транспортной сфере. 

«Сейчас происходит цифровая трансформация. Мы предлагаем уйти от карательного права к доверительному — на основе доверия к гражданам. Нужно ввести такое понятие, как презумпция ответственности. Мы должны исходить из того, что у нас граждане ответственны, законопослушны, им выгодно соблюдать закон, потому что они хотят жить в безопасном правовом государстве. Самозанятый на своей машине — это добросовестный гражданин, в основном семьянин, для которого машина является частью его семьи. Потому что, если ее у него не будет, тогда у него не будет ничего. Поэтому машину он бережет и безопасно ездит. Это доказывает статистика», — сказал спикер. 

По мнению Лисовского, Минтранс, Минздрав и МВД должны проработать и изменить свою позицию к ФЗ о такси. Самозанятые могут подключиться в Москве и снизить пик стоимости услуг, особенно в экстремальные сезоны с плохими погодными условиями.

Кроме того, Лисовский предложил отказаться от «дореволюционных» методов контроля состояния здоровья таксистов и перейти к электронному анкетированию. Предполагается, что перед получением заказа от агрегатора таксист-самозанятый должен будет заполнить в электронном виде анкету, в которой он подтвердит, что находится в трезвом виде, не имеет проблем со здоровьем, а автомобиль находится в нормальном техническом состоянии. Если впоследствии произойдет ДТП, и окажется, что указанные в этой анкете сведения неверны, это станет отягчающим обстоятельством, подчеркнул Лисовский. 

Что касается страхования, парламентарий предложил Центробанку отказаться от ОСГОП в отношении агрегаторов. Это будет еще одна мотивация водителю переходить из «серого» поля в легальное. «Если агрегатор гарантирует выплату страховки и водителю, и пассажиру, тогда это указывается в договоре с водителем и агрегатором, и это выгодно для всех — и потребителей особенно. Думая о гражданах и о стране, мы должны все эти вопросы решить», — подытожил спикер. 

К настоящему времени инициативная группа депутатов Госдумы во главе с Сергеем Лисовским подготовила поправки в закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», которые предполагают изменение правил прохождения ежедневных медосмотров и проверку технического состояния машины самозанятыми водителями такси, что вполне своевременно, учитывая вышеперечисленные факторы и реальную отраслевую статистику.

Ссылка на первоисточник
наверх