На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

5колесо

79 подписчиков

Свежие комментарии

  • Лидия
    А в Москве когда? чуть не обрадовалась....решила,что везде в России...увы...В России мигранта...
  • Гусаров Игорь
    Ну, наконец то.В России мигранта...
  • Галина
    Очень давно пора......В России мигранта...

Чехословацкие танки под Москвой: какую технику выпускала Škoda для фашистов и причем тут братья Гёринг

Хотя танки в фильме «У твоего порога» и видны в основном через прицельную панораму 85‑мм зенитной пушки, в одном из них однозначно распознаётся чехословацкий LT vz.38, носивший у немцев обозначение PzKpfw 38(t) Ausf. A. Кстати, на него и сегодня можно посмотреть в Кубинке, его даже иногда запускают — он один из двух LT vz.

38 в мире, поставленных на ход.

Чехословацкие танки под Москвой? Это не шутка: около 20 % германских танков на Восточном фронте были построены в бывшей Чехословакии, а в тот момент — в Протекторате Богемии и Моравии. Их делали две фирмы: ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk) в Праге, называвшаяся в годы фашистской оккупации Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (BMM) и — Škoda, при немцах входившая в концерн Reichswerke AG für Erzbergbau und Eisenhütten «Hermann Göring».

Заводы Škoda в 1935 году разработали лёгкий танк Š-II-a. 14 августа 1936 года Румыния купила 126 таких машин, обозначив их Tanc ușor R-2. На фото — румынские войска движутся по Бессарабии летом 1941 года. Позади танка — тягач Škoda 6 STP6‑L.

Порабощённые Третьим Рейхом страны с завидным энтузиазмом работали на нового хозяина — как бы не старались убедить нас в обратном. Заодно с немцами технику марки Škoda использовали против СССР и другие агрессоры — Венгрия, Румыния, Словакия. Что из себя представляла Škoda в те годы и что это была за техника?

Вообще, лучшей марки трудно придумать. С большинства славянских языков, в том числе и с чешского слово Škoda переводится как «вред», «утрата», «потеря», «убыток», «изъян». Отсюда, кстати, русское «нашкодить». Дал же бог фамилию инженеру Эмилю Шкоде, в 1869 году выкупившему Пльзенский машиностроительный завод у графа Вальдштайна!

305‑мм осадная мортира Škoda 30.5 cm Mörser M.16 образца 1916 года на выставке образцов трофейного вооружения в Москве, 1943 г. Из двух таких мортир немцы обстреливали блокадный Ленинград из района Беззаботное — Петергоф.

Автомобильное отделение в Пльзени создали в 1919 году, причём весьма странным способом: у французской фирмы Hispano-Suiza S.A. приобрели лицензию на одну из самых дорогих европейских легковых машин H6, а у британской Sentinel Wagon Works — лицензию на паровые грузовозы.

Ещё страннее оказался выбор эмблемы: это была голова индейского вождя с ирокезом. Лишь со временем её превратили в хорошо знакомую нам окрылённую стрелу.

Гражданская продукция быстро становилась военной. Дизельные пятитонки Škoda 406D и шеститонки Škoda 606D выпускали с 1934 по 1942 год. Сделали 75 и 769 машин соответственно.

27 июня 1925 года акционеры двух компаний, «Акционерное общество, бывшие заводы Шкоды, расположенное в Пльзени» (Akciová společnost, dříve Škodovy závody, se sídlem v Plzni) и «Автомобильная фабрика акционерного общества Лаурин и Клемент в Млада Болеславе» (Laurin & Klement a.s., továrna automobilů v Mladé Boleslavi) договорились о слиянии. Оно состоялось 1 января 1926 года. Так под маркой Škoda начали выпускать широкий модельный ряд автомобилей: легковых, грузовых, автобусов, специальных. К ним также добавлялись легковые машины марки Z оружейного завода Zbrojovka Brno, принадлежавшего Laurin & Klement.

Škoda 706D (1939–1943 гг.) на складе венгерской армии. Автомобиль оснащён 110‑сильным 6‑цилиндровым дизелем. Грузоподъёмность — 7 т.

Слияния, объединения, союзы (и не только в молодой Чехословакии, но и во всем мире) являлись приметой финансовой нестабильности, сопровождавшей бурный рост производства. Завод Laurin & Klement в Млада Болеславе мало того, что объединился с заводами Škoda, так ещё 1 января 1930 года стал «Акционерным обществом по производству автомобилей» (Akciová společnost pro automobilový průmysl, ASAP), подчинив автомобильное отделение Škoda в Пльзени, авторемонтные и торговые филиалы. Это попытка структурировать бизнес. Концерн Škoda теперь чего только не выпускал: автомобили, паровозы, самолёты, стрелковое оружие, боеприпасы, пушки, танки.

Альберт Гёринг (9.3.1895–20.12.1966) в своём кабинете.

Многопрофильность помогала успешному бизнесу. Заказывает Румыния 150‑миллиметровые гаубицы Škoda (45 батарей, 180 орудий) — извольте купить внагрузку к ним трёхосные тягачи Škoda 6 моделей STP6‑L и ST6‑T! Мощные (100 л. с.), сложные, дорогие машины. В индексации грузовиков Škoda литера S означала «средний», T — «тягач», P — «полноприводный», 6 — «шестиколёсный», L — «облегчённый», D — «дизельный», B — «бензиновый», G — «газогенераторный» и т. д.

Легковой вездеход Škoda 903 (1940–1942 гг.) с хребтовой рамой, качающимися задними полуосями и четырьмя задними ведущими колёсами. Построено 42 образца с кузовами Sodomka.

15 марта 1939 года Гитлер оккупировал Чехословакию. С 28 августа 1939 года концерн Škoda вошёл в состав «Государственного горнодобывающего и машиностроительного акционерного общества Германа Гёринга» (Reichswerke AG für Erzbergbau und Eisenhütten «Hermann Göring»). Рейхсминистр авиации, второе лицо в Рейхе, генерал-фельдмаршал Герман Гёринг был ещё и крупнейшим фабрикантом! Кстати, его фамилию правильно писать через «ё». Просто в советское время из-за технологических неудобств набора в типографиях отказывались от буквы «ё».

Командирский Škoda 952 у немцев получил обозначение Kfz.13. Построен на базе Škoda Superb 3000. 85 л. с., ведущие колёса только задние, но есть блокировка дифференциала. С 1941 по 1943 год выпущено 1626 штук, в основном с упрощённым кузовом. Использовались в войсках СС.

Однако был и другой Гёринг! В концерне Škoda он занимал весьма высокое положение — отвечал за экспорт продукции в Балканские страны: Болгарию, Венгрию, Грецию, Румынию, Югославию. Звали Гёринга № 2 Альбертом, и приходился он младшим братом Гёринга № 1, то есть, второго лица в Третьем Рейхе.

Škoda 942 (Škoda 100), фургон грузоподъёмностью 1 т. Использовался германской армией в качестве агитационного автомобиля. С 1939 по 1941 г. Построены 81 штука.

Младший Гёринг не повесил в кабинете портрета фюрера, не состоял в НСДАП, не вскидывал руку в нацистском приветствии и не кричал: «Хайль!». И был постоянной головной болью местного гестапо. Выручала фамилия! И чем выше в иерархии Рейха поднимался старший брат, тем более дерзкие выходки позволял себе младший. Он прикрывал деятельность антифашистских подпольных групп на заводах Škoda, спасал евреев. Приезжал на грузовике в концлагерь Терезиенштадт, заявлялся к начальнику и говорил: «Я — Гёринг! Мне нужна рабочая сила!». И увозил полный грузовик заключённых. Всё это описано в книге Уильяма Хастингса Берка «Геринг, брат Геринга. Незамеченная история праведника».

Карета скорой помощи Škoda Rapid OHV со свастикой и характерной надписью на двери: германский Красный Крест.

С 1940 года заводы Škoda выпускают коленчатые валы и коробки передач по заказу Daimler-Benz, радиаторы для BMW, крылья для двухмоторных истребителей Messerschmitt Me-110 и многое другое.

Вскоре после убийства 27 мая 1942 года в Праге обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха, исполнявшего обязанности рейхспротектора Богемии и Моравии, немцы ужесточили оккупационный режим. Седьмого июня заводы Škoda, включая ASAP, объединили со Zbrojovka Brno в Waffen-Union Škoda Brünn, GmbH (Брюнном немцы называли чешский город Брно). Правление перенесли в Берлин. От чехов потребовали больше снарядов, крыльев для «мессершмиттов», танков. И — никаких автомобилей! В соответствии с программой полковника Адольфа фон Шелля, требовалось сократить число марок и типов транспортных средств в германских вооружённых силах. При этом заводам Škoda навязали выпуск очередного бредового детища Фердинанда Порше — артиллерийского тягача Radschlepper-Ost (RSO). «Колёсный тягач-Восток» на стальных необрезиненных колёсах диаметром 1,5 м должен был покорить русское бездорожье. 4 января 1943 года Гитлер в своей резиденции в Восточной Пруссии наблюдал за демонстрацией прототипа RSO. На этот раз магическое влияние, коим, как поговаривали, Порше обладал на своего земляка, подвело. Гитлер приказал сократить заказ с 200 до 100 таких машин.

«Колёсный тягач-Восток» Škoda RSO, он же Porsche Typ 175, захваченный американцами. Считается, что на Восточный фронт RSO так и не попали. Однако один стал экспонатом Выставки образцов трофейного вооружения в Москве.

Тем более, что заводы Škoda выпускали проверенные фронтом полугусеничные тягачи, причём сразу двух типов, с тяговым усилием 3 и 12 тонн.

Есть также сведения, что в конце войны концерн Waffen-Union Škoda Brünn, GmbH привлекался к разработке «чудо-оружия» — ракет большой дальности.

Škoda RSO располагал 4‑цилиндровым 6‑литровым 90‑сильным бензиновым двигателем воздушного охлаждения, запускавшимся вспомогательным 2‑цилиндровым мотором мощностью 12 л. с. (половинкой двигателя Volkswagen). Максимальная скорость — 15 км/ч.

А обычные автомобили Škoda? Их производство фактически спас Альберт Гёринг. Вот как сам он рассказывал об этом после войны на допросе у следователя:

«Я собирал всевозможные документы, свидетельствующие о необходимости дальнейшего производства этих товаров, прежде всего на экспорт, чтобы получать иностранную валюту, на которую чехи могли бы покупать продовольствие… Однажды поступило распоряжение Экономической группы (по транспортным средствам), где говорилось, что необходимо немедленно прекратить дальнейшее производство автомобилей. Я сразу вмешался и дошел до самого верха, до Нейрата, тогдашнего рейхспротектора. Я сказал ему, что невозможно остановить экспорт автомобилей в Венгрию и Румынию, и он согласился, так что производство машин продолжалось».

В июле 1944 заводы Škoda начали выпуск низкосилуэтного истребителя танков Jagdpanzer 38(t) с 75‑мм пушкой. Конструктором являлся русский эмигрант Алексей Михайлович Сурин. После войны Швейцария закупила у Škoda 158 таких самоходок.

Младший Гёринг добровольно явился 9 мая 1945 года в разведотдел к американцам в Зальцбурге. Его арестовали. Какое-то время даже держали на одном этаже со старшим братом в тюрьме Нюрнберга, где проходил трибунал. С 25 ноября 1945 года чехи упорно добивались выдачи Альберта Гёринга и наконец, 6 ноября 1946 года добились. Его поместили в ту самую пражскую тюрьму Панкрац, где Юлиус Фучик в 1942 году написал свой «Репортаж с петлёй на шее». В отличие от более-менее сдержанных американцев, чехи вели себя по отношению к младшему Гёрингу не лучше гестаповцев: для них он был однозначно военным преступником. От казни его спасли те, кому он помогал в годы войны: сразу несколько человек дали в суде показания в его пользу. Точку в деле поставили предъявленные суду гестаповские ордера на арест, которым не давал хода Герман Гёринг. 14 марта 1947 года Альберта Гёринга оправдали.

Первый послевоенный автомобиль, Škoda 256 G, собран 26 мая 1945 года в Млада Болеслав, на территории нынешнего предприятия Škoda Auto. Оснащён рядным 6‑цилиндровым двигателем рабочего объёма 3,1 л. В бензиновом варианте развивает 80 л. с., в газогенераторном (G) – существенно меньше. Грузоподъёмность 2,5 т.

По-хорошему, ему стоило бы памятник поставить в Млада Болеславе. Но — фамилия…

Война завершалась. В воспоминаниях наводчика 600‑й эскадрильи американской 398‑й бомбардировочной группы Леонарда Стрейтфельда прямо написано, что Рузвельт и Черчилль (хотя Рузвельт умер 12 апреля 1945 года. — ред.) не хотели, чтобы последнее крупное машиностроительное предприятие Рейха досталось русским, поэтому 25 апреля 1945 года заводы Škoda в Пльзени атаковали 198 «летающих крепостей» B-17. Завод был разрушен на 70 %.

Производство в Млада Болеславе было остановлено 5 мая 1945 года. Отступавшие немцы, завернувшие на завод в поисках горючего, пристрелили двух сотрудников, видимо, препятствовавших мародёрству. Девятого мая, когда весь мир праздновал победу над гитлеризмом, в небе над Млада Болеславом появились 9 самолётов без опознавательных знаков и разбомбили завод. До «бархатной революции» ноября 1989 года считалось, это были либо германские, либо союзнические самолёты (завод оставался в советской зоне оккупации). Демократическая Чехия поменяла мнение: самолёты назвали советскими. Истину ещё долго не удастся установить.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх