На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

5колесо

78 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Бобко
    Вонючая гавностатейка от нытика. Видимо по себе судит, хрен кому на помощь приходит.Человек человеку ...
  • Эльдар Алиев
    Наши могли бы и из уазика что то сделатьМощный, дорогой, ...
  • Ингерман Ланская
    не раз было - и на трассе помогали, и зимой прикурить давали, и дорогу, останавливаясь, показывали.... и вообще за по...Человек человеку ...

Машины власти, которых не было: обзор выставки под грифом «Секретно»

ЗиЛ-4102 «Рая» 1988 г. выпущена в единственном экземпляре.

В 1922 году в Москве на заводе в Филях изготовили несколько «Руссо-Балтов» тип С24/40 НР. Это были первые отечественные автомобили советской России, построенные по дореволюционным чертежам. Первые три экземпляра сделали для Ленина, Троцкого и Калинина. Аббревиатура БТАЗ на радиаторе означала Бронетанко-автомобильный завод, а, по сути, это бывшее предприятие Русско-Балтийского вагонного завода. Иногда советские «Руссо-Балты» по ошибке называют «Промбронь». В действительности это название производственного объединения, в которое входил 1-й Бронетанко-автомобильный завод. Между тем, советские вожди нашу технику не оценили и продолжали пользоваться иномарками, чаще отдавая предпочтение британским машинам Rolls-Royce.

Тем не менее, прямо со входа посетителей встречает реплика редчайшего семиместного Л1 (Легковой Первый) – пионера в ряду советских автомобилей высшего класса 1933 года выпуска. Всего таких собрали шесть штук (к 1 Мая), и просто чудо, что память о них не канула в Лету. Данный экземпляр не оригинальный, а воссозданный на базе американского Buick 32-90. Его нашли в плохом состоянии несколько лет назад, и вот теперь превращают в советский Л1.

ЗАДАЧА: УЛУЧШИТЬ!

Одним из направлений советского стиля была модернизация уже существующих моделей. Так случилось, например, с автомобилем ЗиС-110, построенным в 1945 год с оглядкой на американский Packard 180 образца 1942 года. Проект его модернизации назвали без затей: ЗиС-110М. Начиная с 1948 года было изготовлено пять прототипов и 15 макетов в уменьшенных пропорциях. Самый оригинальный из них – ЗиС-110М образца 1950 года с кузовом понтонного типа. Для своего времени он выглядел футуристично, причем настолько, что его «задробили». Точка была поставлена в 1953-м, когда прототип разобрали. Впоследствии его судьбу повторили и некоторые другие концептуальные разработки.

Так мог выглядеть модернизированный ЗИС-110М.

Любопытно развивались события и вокруг проекта ЗиС-111 «Москва», который попал в серию под названием ЗиЛ-111. У него тоже американские корни в том смысле, что стиль выполнен как у Chrysler Imperial и Packard Patrician. В экстерьере есть элементы, присущие автомобилям Cadillac и Lincoln. Прототип улучшенной версии ваял работник ЗиСа Валентин Ростков. Однако к моменту показа широкой публике его новизна поблекла. В США появились более свежие автомобили, и проект отклонили. К работе пригласили специалиста Горьковского автозавода – художника Льва Еремеева. Того самого, который создал облик 21-й «Волги» и старой «Чайки» ГАЗ-13. В итоге его авторству принадлежит и дизайн советского лимузина ЗиЛ-111.

Внешний вид опытного ЗИС-111 «Москва».

СМЕЛЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Глядя на угловатые правительственные лимузины Завода имени Лихачёва, многие думают, что только их в СССР и проектировали. Но это не так! Для высшего руководства и VIP-гостей советского государства разрабатывали люксовые кабриолеты и хэтчбеки, заднемоторные автомобили, концепты сверхобтекаемой формы и причудливых схем компоновки. Даже классические лимузины предлагались с вертикально установленным задним бронированным стеклом, наполовину прикрытыми задними колесами и т.п. «Пробу пера» в этом направлении делали дизайнеры Юрий Долматовский, Валентин Ростков, Владимир Арямов, Эрик Сабо и другие энтузиасты эксклюзивного стиля будущего.

Выставка заняла Зал временных экспозиций 53-го павильона ВДНХ.

Расположенные по периметру выставочного зала планшеты на стенах павильона и опорных столбах детально рассказывают о наиболее оригинальных проектах. Их названия интригуют: «1940-1941. Автомобиль высокого класса», «1945-1949. Послевоенный лимузин «Москва», «1960. Фантазии Арямова», «1963. Прямые и плоскости», «1964. Женский взгляд», «1985-1991. Последний макет эпохи СССР», «2004-2013. Погоня за Руссо-Балтом», «2012-2013. Проект «Кортеж» и др.

Макет №1 лимузина ЗИЛ-4101/4102.

Около некоторых хочется задержаться подольше. Настенные планшеты расположены слева направо в хронологическом порядке, и переходя от одного к другому, словно перелистываешь страницы огромной, хорошо иллюстрированной книги. Из рисунков, фото и подписей к ним становится ясно: в первые десятилетия советской власти люксовые лимузины строили не только по образу и подобию американских. У нас было немало собственных разработок как в стиле того периода, так и обгоняющих свое время.

Победитель внутризаводского конкурса ЗИЛ: макет перспективного лимузина Святослава и Олега Саакян, Ильи Титова.

Один из таких примеров – автомобиль «Москва» с несущим кузовом каплевидной формы, с бензиновым двигателем V8 в заднем свесе. В период 1945-1949 гг. автор проекта Владимир Арямов подготовил несколько вариантов представительского авто: последовательно вышли «Москва» с индексами I, II, III, «Москва-49». В оформлении экстерьера и интерьера применялись стилизованные элементы Кремлёвской стены, красные звезды, башни Кремля, но все они так и остались на бумажных эскизах. Сталин был человеком консервативных взглядов, и американский стиль ему импонировал больше.

Для простых смертных создавать необычные конструкции не возбранялось. Прорывным обещал стать созданный в 1950 году ходовой концепт НАМИ-013 с зализанными формами и независимой подвеской колес. Силовую линию составили двигатель ГАЗ М20 «Победа» и опытная автоматическая коробка передач НАМИ-ДК. Концепт постоянно совершенствовался, участвовал в выставках и автопробегах. Да только и ему не суждено было стать серийным. В 1954 году концепт завершил «показательные выступления»: его списали на металлолом. Наглядным напоминанием остался макет, изготовленный в масштабе 1:5. Некоторые перспективные конструкции дальше пластилинового макета не пошли. Можно сказать, в этом смысле НАМИ-013 еще повезло!

Макет НАМИ-013 образца 1950 года в масштабе 1:5.

Совершенно удивительный проект – правительственный кабриолет Владимира Арямова. Чем-то он похож на обрезанный микроавтобус «Юность», только с более динамичными формами, хвостовым оперением самолетного типа, аэродинамическими щитками в арках задних колес. Приверженцем аналогичного дизайна был и Эдуард Молчанов. Волею судеб предполагаемое для кабриолета название «Мир» не прижилось, как и эмблема в виде голубя мира с государственными флагами СССР и США на его распростертых крыльях. Открытый автомобиль остался на бумаге, как и эскиз микроавтобуса для встреч и проводов правительственных делегаций.

Макет «Руссо-Балта» Михаила Петренко изготовлен в 2006 г. по эскизам Александра Захарова.

Отдельный планшет посвящен штатному художнику ЗиЛа Эрику Сабо. Он так и называется: «1962. Полет мысли Эрика Сабо». Художник работал в творческом содружестве с супругой Верой Бондарь и коллегой Эдуардом Молчановым. Их усилиями создано несколько эскизных работ автомобильной техники с открытыми и закрытыми кузовами, в одно-, двух- и трехобъемном исполнении, с переднее- и заднемоторной компоновкой. Но все это версии небронированные, слишком футуристичные и нацеленные на другой сегмент. Машины представителей высших органов власти должны были стать практичнее. А «космический» дизайн концептов никак не стыковался с необходимостью скрытого размещения противопульной и противоосколочной брони.

Рисунок прототипа ЗИЛ-117 Эрика Сабо, 1962 год.

Требования власть предержащих были услышаны, и в 1962 года Эрик Сабо выдал на-гора эскизное видение будущего «членовоза». Казалось бы, успех не заставит себя ждать: даже приверженность американскому стилю осталась. Но что-то пошло не так: макетный образец утверждения не прошёл. Более того – его не сохранили, а уничтожили. Эмоции взяли верх, и Эрик Сабо с завода уволился… Эстафету трудов над будущими автомобилями высшего класса ЗиЛ-117 и ЗиЛ-114 приняли другие специалисты.

ОТ «РАЙКИ» ДО «АУРУСА»

Весьма насыщенным выдался период проектировочных работ 70-х – 80-х. Его отлично характеризуют сотни черно-белых фоторепродукций и десятки макетов преимущественно в масштабе 1:5. Просто чудо, что они остались в рабочем состоянии, а не переплавлены в угоду тенденциям тех лет экономить в большом и малом.

Совершенно уникальный раритет – бежевый ЗиЛ-4102, названный народным прозвищем «Рая» исходя из назначения возить первую леди Раису Максимовну Горбачёву, супругу первого президента СССР. В единственном экземпляре этот автомобиль был изготовлен в 1988 году, в самый разгар Перестройки и (между прочим!) объявленной линии партии на борьбу с привилегиями. Таким же безрамным лимузином с несущим кузовом был и черный ЗиЛ-4102, построенный для Михаила Сергеевича Горбачёва. Для него даже был сделан второй вариант переднего бампера с выемкой под маску радиатора. Жаль, но «Миша» не сохранился: его разрезали на металлолом. Эх, лучше бы продали с аукциона частному коллекционеру или передали в музей!

Интерьер зиловской «Райки».

Внушительная часть экспонатов выставки «Секретный дизайн 1922-2022» посвящена истории проектирования и создания правительственных лимузинов в постсоветский период. Летопись начинается с 1992 года и прослеживается на 30 лет вперед.

Посетителей обязательно привлекут проекты возрождения марки «Руссо-Балт» и, в частности, макет 2006 года. Он изготовлен студией A:Level по эскизам художника Александра Захарова. Есть и сведения о парадном кабриолете для главы государства – это идея 2007 года, принадлежащая дизайнеру Илье Авакову. Однако некоторых посетителей эти экспонаты волнуют меньше, чем полноразмерные макеты компании Marussia Motors. И хотя самого энтузиаста Николая Фоменко на открытии не было, концепты вызвали живой интерес. Что и немудрено: современные прототипы вобрали в себя гены старых советских автомобилей. Скажем, концептуальный внедорожник FB построен в рамках условной наследственности полноприводного ГАЗ М-72. Четырехдверный «Седан» проектировался по мотивам 21-й «Волги». Могли быть и другие концепт-кары, но основанное в 2007 г. ООО «Marussia Motors» 8 апреля 2014-го было упразднено. Часть специалистов не остались без дела: их пригласили в команду стилистов интерьера проекта «Кортеж».

Концептуальный внедорожник Marussia FB по мотивам ГАЗ М-72.

О том, насколько высок полет фантазии, можно судить по слайд-шоу на большем экране. В нем отражены 120 работ участников конкурса 2013 года «Кортеж для президента» из нескольких стран мира. Среди претендентов на получение заказа было замечено авторитетное итальянское кузовное ателье Bertone! Правда, выйти в финал им не удалось, а на повестку дня стал российский проект. Прошло два года, и актуальность обрела ЕМП – Единая модульная платформа, на которой и был построен Aurus.

Ходовой макет «ЕМП Лимузин ПТ.А» образца 2015 года.

В завершающей части экспозиции стоит ходовой макет «ЕМП Лимузин ПТ.А» 2015 г. – будущий серийный Aurus Senat Limousine. Он еще с предсерийным двигателем V12, а не с нынешним V8. Именно его показывали Владимиру Путину восемь лет назад. В день открытия экспозиции и реплика Л1 завода «Красный Путиловец», и зиловская «Райка», и лимузин НАМИ на платформе ЕМП были открыты: можно было не только рассмотреть и отфотографировать интерьер, но также посидеть на месте пассажира и даже за рулем! Выставка очень познавательная, и при случае не упустите шанса ее посетить – не пожалеете!

Илья Сорокин, куратор и арт-директор выставки:

Изначально задумывалась выставка великих советских дизайнеров: Долматовского, Арямова, Сабо и других. Была концепция – треугольник советского дизайнера. На этапе согласования с Музеем ГОН решили добавить Aurus. Он никак не ложился в советский треугольник, а создавать некую табуретку как-то не складывалось. Идея быстро трансформировалась в сторону экспозиции по автомобилям первых лиц государства. Мы наковыряли изюм из булки – выбрали работы советских дизайнеров по автомобилям высшего класса, и копнули от «Руссо-Балта», выпущенного на «Промброни», до современного «Ауруса» от НАМИ. А тематическую выставку только по советскому дизайну мы подготовим на будущий, 2024-й год. Пока же получился советско-российский микст. Самый грустный момент в представленной истории – стагнация ЗИЛа в конце ХХ века, зато уравновесили это яркой современностью в виде студенческих работ. Итоговый результат лично мне нравится!

Юрий Черненко, директор Центра стиля ФГУП НАМИ:

Выставка великолепная! Идея очень оригинальная! Здесь представлены идеи в виде макетов, эскизов, фотографий, которые многие никогда бы не увидели. В нашей дизайнерской среде многие из представленных автомобилей известны, но широкому кругу людей – нет. Благодаря экспонатам можно увидеть, как выглядели бы советские автомобили, получи они одобрение на серийное производство. Приятно видеть и современные «Аурусы», концепция которых сильно поменялась за несколько лет. Выставка очень нужная для людей, интересующихся автомобилями, искусством, политикой. Объекты НАМИ долгое время стояли на улице, потом их привели в порядок, и они стали выставочными экспонатами. Тот Aurus Limousine, которыми сейчас пользуются первые лица страны, стал развитием представленного здесь прототипа 2015 года. И очень символично, что этот экземпляр представлен в великолепном Музее гаража особого назначения. «Секретный дизайн» стал продолжением серии выставок Bertone, «Царский выезд», «Секретный гараж Андрея Ткаченко» и других. И они не повторяются!

Никита Розанов, заведующий кафедрой «Дизайн средств транспорта» РГХПУ им. С.Г. Строганова:

Самый редкий экспонат данной выставки – реплика Л-1. Сам факт его присутствия уже невероятен! Buick 32-90 для переделки в Л-1 привезли из Европы в количестве двух штук, и один передали в музей города Пышма. Сейчас восстанавливают по черно-белым фотографиям и немногочисленным чертежам со стеклянных негативов. Вообще на площадке автомобильного дизайна в начале и середине прошлого века всех задавили американцы. Это касалось и массовых автомобилей, и лимузинов представительского класса. Возможно, и в наше1 стране могли построить нечто сопоставимое с массовым Ford A, но такую задачу никто не ставил. Что же касается заявления Михаила Горбачёва в 80-е годы о том, что СССР должен стать законодателем автомобильной моды, то это фантазии бюрократа. Задача была невыполнимая! Беда законодателей в том, что они не знали, какой автомобиль нужен стране. Знали только два раза: когда делали «Победу» ГАЗ М20 в 1946-м и «Ниву» ВАЗ-2121 в 1977-м. Вообще выставка очень познавательная, и информацию можно  черпать не только со стендов и планшетов, но и у специалистов, которые не обходят ее своим вниманием.

Андрей Крюковский, сценарист и режиссер документальных фильмов:

Меня пригласили стать соучастником этой выставки, и я охотно согласился. Впервые здесь представлен прототип НАМИ-013, макеты проекта Marussia, ЗИЛ-4102 «Рая», предсерийный ходовой макет AURUS Limousine, реплика Л1. Кстати, до «Ауруса» НАМИ никогда не занимался автомобилями высшего класса, но концепт с индексом 013 с кузовом вагонной компоновки Юрия Долматовского удачно вписался в экспозицию. Однако в конце 40-х – начале 50-х годов выяснилось, что это тупиковое течение, а у машины выявилось большое количество неизлечимых болезней. Она плохо управлялась из-за торсионной подвески, которую применили ради увеличения салона. У нее перегревался двигатель, а водитель испытывал высокую степень дискомфорта из-за ударных и вибрационных нагрузок. После этого проектированием машин первых лиц государства занялось специальное художественно-конструкторское бюро под руководством Эрика Владимировича Сабо. Он был очень плодовитым дизайнером – именно по его проектам внедрено в серию наибольшее количество представительских машин. К слову, не все знают, что работы над автомобилями представительского класса не прекращались и в годы войны. Например, ЗИС-101Б испытывали в ноябре 1941-го, а броневик на базе ЗИС-101 – с июня по август того же года. Сохранись Советский Союз – мы бы увидели еще массу интересных автомобильных конструкций, но в истории нет сослагательного наклонения!

Что еще почитать про автомобильный дизайн:

Концепты Bertone попали в гараж особого назначения ФСО России

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх